В России будет разработан законопроект о деятельности психологов, который позволит избавить психологическую помощь от мракобесия.

Тема оказания психологической помощи в современном быстроменяющемся обществе чрезвычайно актуальна. Находясь в постоянном движении, мы редко успеваем подумать о себе, о том, что нас гложет. Накопившиеся проблемы и эмоции могут закончиться срывом и привести к непоправимым последствиям, что требует качественного и своевременного лечения.

Психологи, психиатры (высшее образование + сертификация по психиатрии) и психотерапевты (психиатры со стажем) в России, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Это вызвано в первую очередь тем, что сфера деятельности специалистов по оказанию психологической помощи до конца не ясна.

Попытки решения этой проблемы предпринимались еще в 2014 г., но законопроект о регулировании деятельности психологов так и не был принят. Основной причиной этого можно назвать отсутствие достаточно проработанной теоретической и практической базы: не было ясно, что психолог должен делать, а что нет, как глубоко могут зайти его советы и какую ответственность он может понести за непрофессионализм.

Для того чтобы учесть все нюансы и лакуны законопроекта 2014 г., к разработке его новой редакции подключилось профессиональное сообщество, включая специалистов из МГУ. Как сообщают «Известия» со ссылкой на слова директора Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлии Шойгу, новый законопроект будет готов уже в этом году.

В первую очередь перед рабочей группой ставится вопрос о сертификации деятельности психолога, его прав и обязанностей. Но и о пациентах не забыли.

«Вторая задача этого закона - уточнение прав и обязанностей не только специалиста, но, что особенно важно, - клиента, который обращается за помощью. Сейчас единственная защита клиента - профессиональная ответственность специалиста. Нет ограничивающих факторов по использованию методов помощи, нет ограничений по нераспространению информации о клиенте», - рассказала Юлия Шойгу.

Одной из основных задач законопроекта является отделение психологической науки и профессиональной помощи от всякого рода мракобесия, наподобие деятельности ведьм, колдунов, магов. Несмотря на развитие науки, технологий и прогрессивных знаний о мире, разнообразные виды мистических практик до сих пор пользуются немалым успехом.

Экспертное мнение

Ринат Фаридович Галиев, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, член Российского общества аналитической психологии

«На данный момент в деле оказания психологической помощи существуют довольно серьезные проблемы, связанные с тем, что психологи в своей практике переходят границу между психологической коррекцией и психологическим лечением. Это разные понятия и разные практики. Когда помощь оказывается здоровому человеку, то особого негативного эффекта нет, но нужно понимать, что, если речь идет о психической патологии, ситуация резко меняется. Если психолог выходит за границы своей квалификации, то он будет нести ответственность за свое вмешательство в психопатологию.

Психолог, психотерапевт и психиатр имеют разные навыки. Сертификация - это дело техническое. Куда важнее четко разграничить грани между специалистами по оказанию психологической помощи.

Сама сертификация психолога уже существует, она обязательна для всех специалистов. Каждые пять лет нужно подтверждать профессионализм не только по основной специализации, но и по дополнительной. Например, врач-психиатр, врач-психотерапевт.

Несмотря на существование закона об оказании психологической помощи, его применение сталкивается с трудностями. Основная проблема заключается в том, что оказание психологической помощи подчинено Министерству здравоохранения, а психологическое образование - Министерству образования и науки. Нужен один конкретный закон и определение юрисдикции, специальный реестр с правами и обязанностями. Это не только поможет защитить пациентов и специалистов от неспециалистов, но и обеспечит понимание сути оказания психологической помощи вообще. Это нужно, чтобы человек понимал, куда и зачем обращается».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сертификат медицинского психолога это документ государственного образца который выдается после прохождения специалистом курсов переподготовки. Профессия психолога берет свое начало с 2004 года, имеет несколько направлений, таких как – теория и практика психологической работы с подростками и детьми, семейное консультирование и психотерапия, психологическое консультирование, психоанализ и др. Чтобы работать специалисту необходим медицинский сертификат, высшее психологическое или медицинское образование. Купить сертификат специалиста психолога плюс диплом о переквалификации в Москве недорого с доставкой.

Гознак Москва

Спецбланк Москва

Отсутствие степени магистра у соискателя так же может негативно сказаться на трудоустройстве и поэтому купить магистратуру по психоанализу и консультативной психологии можно так же у нас. Клиническая психология по определенной специализации заслуживает отдельной страницы и поэтому купить сертификат выданный институтом гуманистической и экзистенциальной психологии так же можно у нас. Купить первичную специализацию по психотерапии. Для действующих психологов существует несколько вариантов продления медицинского сертификата на условиях повышения квалификации на соответствующих курсах.

Купить сертификат психиатра

Врач психиатр работающий по специальности может обратившись к нам приобрести сертификат психиатра продолжительностью 288 ак. часов. Так же сертификат по психиатрии может выдаваться при сроке обучения 144 ак. часа или 72 ак. часа. Продолжительность обучения зависит от цикла повышения квалификации или тематического усовершенствования. У нас так же можно купить сертификат введение в клинический психоанализ, сертификат судебно психиатрической экспертизы на 144 ак. часа. Так как например в институте Сербского после курсов повышения квалификации на выходе абитуриент получает сертификат специалиста и свидетельство о повышении квалификации то соответственно покупать нужно оба эти документа.

Мы глубоко и внимательно отслеживаем технологию обучения и документацию получаемую на курсах повышения квалификации во всех крупных городах страны. Визуальная достоверность медицинских документов по психологии и психиатрии у нас, идентична выдаваемым. Обратившись к нам по вопросу покупки Вы получите только высокое качество обслуживания, с бесплатной доставкой по Москве и СПБ.

Предлагаем купить любые сертификационные программы по психологии и психиатрии от ведущих Государственных учреждений в Москве и Санкт Петербурге.

/ СЕРТИФИКАЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

СЕРТИФИКАТ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

1 этап. Рассмотрение заявки

Необходимо направить заявку (письмо) с информацией о себе и наименованием сертификата, который Вы хотели бы получить, по эл. почте: [email protected]

1. Ф.И.О.
2. Город проживания
3. Образование
4. Краткий рассказ о себе (в свободной форме)

Информацию можно прислать в теле письма или прикреплённым файлом в формате Word. Также Вы можете использовать бланк Psy Group
скачать бланк заявки

2 этап. Аттестация

После рассмотрения Вашей заявки, Вам будет выслано задание (кейс), которое Вам необходимо будет выполнить для подтверждения Ваших профессиональных знаний. Ответ о результатах прохождения аттестации Вы получите по эл. почте в течении 2 дней. В случае положительного ответа, Вы сможете перейти к заключительному этапу.

3 этап. Оргвзнос

Внесение единовременного платежа в размере 3000 руб. (оргвзнос). Оплата производится методом зачисления денежных средств на счёт организации.

При успешном прохождении всех этапов, Вам будет выслан Сертификат Psy Group (по почте).

В США и Канаде подтверждением профессиональной компетентности психолога явл. лицензия, а психологическая практика без лицензии запрещена. В России для ведения частной психологической практики лицензия не требуется, однако, Вы можете закрепить свой профессиональный статус с помощью сертификации "Psy Group". Сертификат психолога-консультанта явл. документом, подтверждающим право на оказание услуг в области психологического консультирования и выдаётся на основании независимой аттестации "Psy Group", либо после прохождения специального курса для психологов ›

Международный сертификат семейного психолога введён в обращение Психологической Ассоциацией "Psy Group" в соответствии с протоколом Ministry of Health and Social Affairs и рекомендацией WHO (World Health Organization). Сертификация проводится с помощью независимой аттестации "Psy Group". Данный сертификат явл. документом международного уровня и выдаётся в двух экземплярах - оригинальное англоязычное издание и русифицированная версия (для специалистов в РФ).

Сертификация на присвоение международного статуса детского психолога проводится в рамках международного соглашения "Psy Group" и Всемирной организации здравоохранения. Данный вид сертификации был инициирован ВОЗ, всвязи с участившимися случаями некорректной работы специалистов в области детской психологии, педагогики и медицины. Сертификация направлена на то, чтобы выделить специалистов, отвечающих требованиям мировой психолого-педагогической практики.

Данный вид сертификации позволяет специалистам, проводящим тренинги и другие обучающие мероприятия, подтвердить свой профессиональный уровень в качестве тренера. Сертификат "Psy Group" явл. показателем профессионализма и компетентности специалиста в области разработки тренингов и обучающих курсов (тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, welcome-тренинги, коммуникативные тренинги, семинары, дистанционные курсы и др.). Департамент сертификации "Psy Group" проводит независимую оценку профессионального уровня тренера, а всем специалистам, прошедшим сертификацию, присваивается высшая квалификационная категория в области разработки тренинговых программ.

ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА

Сертификация для специалистов в России проходит дистанционно в 3 этапа:

1 этап. Рассмотрение заявки

Необходимо направить заявку (письмо) с информацией о себе по эл. почте: [email protected]

В письме нужно указать следующие данные:

1. Ф.И.О.
2. Город проживания
3. Образование
4. Самопрезентация (в свободной форме)

Также к письму необходимо прикрепить Вашу фотографию.

2 этап. Аттестация

Для того, чтобы пройти аттестацию, необходимо прислать (в эл. виде) любую собственную программу тренинга, либо видеозапись Вашего тренинга (на выбор). Решение о прохождении аттестации принимается экспертами Psy Group методом оценки присланного материала.

3 этап. Оргвзнос

Внесение единовременного платежа в размере 3000 руб. (оргвзнос). Оплата производится методом зачисления денежных средств на счёт организации.

При успешном прохождении всех этапов, Вам будет выслан Сертификат тренера, подтверждающий Вашу квалификацию в области разработки и ведения тренинговых программ (по почте).

Информация о прохождении сертификации будет внесена в реестр Psy Group и доступна по прямой ссылке, которую Вы можете разместить в своём профессиональном портфолио - в соц. сетях, на личном сайте, в резюме и т. д..

Сертификация тренинговых программ предназначена для специалистов, которые хотят получить сертификат качества любой собственной программы тренинга и засвидетельствовать свои авторские права на неё. Сертификат Psy Group явл. подтверждением того, что Ваш тренинг прошёл экспертную оценку и рекомендован к практическому применению.

Коучинг – это современное направление профессиональной деятельности, в котором могут работать как психологи, так и специалисты многих других областей (педагогика, PR, HR, менеджмент, индустрия красоты и т. д.). Сертификат коуча даёт право на осуществление профессиональной деятельности в области коучинга. Сертификат выдаётся после прохождения специального базового обучающего курса "Psy Group"

По всем вопросам можно обращаться в Службу коммуникаций "Psy Group" по эл. почте:

Юрий Петрович, по данным официальной статистики, только 24% современных выпускников, в том числе и психологов, работают по специальности. Хорошо это или плохо?

Действительно, сейчас в нашей стране около трехсот вузов занимаются подготовкой психологов, и в этом есть свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам я бы отнес то обстоятельство, что для качественного пополнения рынка труда всегда должно быть некоторое перепроизводство выпускников. Если, например, требуется пять психологов, то оптимально было бы подготовить десять. Из них пятеро лучших станут настоящими специалистами.

Кроме того, подготовка психологов универсальна, она охватывает большое количество гуманитарных предметов, и если выпускники не идут работать как психологи, то они, как правило, прекрасно устраиваются в смежных областях: PR, консалтинг, управление персоналом. Другое дело, что не во всех вузах обеспечивается хорошая подготовка специалистов. Сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что низкий профессиональный уровень выпускников приводит к дискредитации психологического диплома.

Какой здесь можно найти выход? УМО предлагает провести своеобразную ревизию подготовки психологов во всех вузах с точки зрения содержания образования. Если министерство вырабатывает общие требования к подготовке специалистов, то мы хотим выделить те индикаторы, которые позволят определить, в каких вузах готовят по-настоящему квалифицированных психологов.

Это не значит, что мы будем закрывать какие-то факультеты или отделения. УМО может разработать систему рейтинга качества подготовки психологов на различных факультетах. Мы заботимся не только о чести мундира, но и о потребителе. Многим такая информация может подсказать, какой вуз следует выбирать для обучения, выпускников какого факультета можно смело брать на работу.

Аналогичные перечни есть и во Франции, и в Германии. Там собираются данные по всем факультетам, анализируются и на основании этого выстраивается определенный рейтинг. На мой взгляд, только таким способом можно сейчас реально изменить ситуацию. Потому что запреты – очень болезненная и сложная процедура, в том числе и для министерства. А предложенная нами система наведения порядка на рынке подготовки психологов проста и понятна каждому.

Юрий Петрович, что вы понимаете под словами «хорошо подготовленный специалист»? Можно готовить психологов, вооруженных глубокими теоретическими знаниями, а можно ограничиться практическими навыками. Какой должна быть оптимальная подготовка?

Если мы говорим о классическом университетском образовании, то оно подразумевает хорошую фундаментальную подготовку, глубокую эрудицию выпускников. Причем студенты должны не только изучать психологические дисциплины, но и знать иностранные языки, философию, логику, то есть весь «джентльменский» культурный набор, который необходим для будущей успешной работы.

Сейчас мы выпускаем специалистов по специальностям «психология» и «клиническая психология», но непосредственная привязанность к будущей деятельности существует только у клинических психологов.

Выпускники основных вузов получают специальность «Психолог. Преподаватель психологии». Но ее получают и зоопсихологи, и социальные психологи, и психогенетики. На мой взгляд, нужно провести более четкую дифференциацию, которая сказалась бы и на самой подготовке. Специальность в дипломе должна соотноситься с реальной специализацией выпускника. Это поможет и работодателю, и самому выпускнику. Сейчас в высшей школе будут приниматься образовательные стандарты третьего поколения, и все это надо обязательно учесть.

Нельзя забывать, что стандарты по психологии создавались очень давно, когда в стране существовало два основных факультета, готовящих психологов: в МГУ и ЛГУ. И специалистов выпускалось не больше двухсот в год на всю страну. Соответственно, их подготовка была универсальной.

Сейчас, с массовым привлечением психологов в практику, возникла сложная ситуация: стандарты остаются прежними и, несмотря на небольшие изменения, они по-прежнему направлены на подготовку «идеального» психолога с фундаментальными знаниями, который к тому же разбирается во всех отраслях этой науки. Но потребность в специалистах такого уровня невелика. В рамках прежней модели выпускники воспроизводили психологическое образовательное или научное сообщество: их готовили для научной работы или для преподавания в университетах. И сейчас, когда началась массовая подготовка психологов, эта модель, к сожалению, не претерпела каких-либо существенных изменений. Поэтому к молодым специалистам есть претензии со стороны работодателей, когда им приходится, приходя на работу, в буквальном смысле слова забывать все то, чему их учили. Единственное, чем полезно классическое образование: та база, которую имеют специалисты, позволяет им достаточно быстро переключиться на любые виды практики.

Что касается удаленности образования от практики, то надо сказать, что высшее образование напрямую не готовит студента к практической деятельности. Поэтому нужно, наряду с фундаментальным образованием, формировать у студентов умение встраиваться в практическую работу. Именно этот навык мы обязаны формировать в вузах: не только научить студентов учиться, но и научить их адаптироваться к той реальной ситуации, в которую они попадают.

То есть, кроме самих знаний, мы должны давать специалистам умение презентировать эти знания.

Без этого специалист останется «вещью в себе».

Но ведь врачи или педагоги, приходя после окончания вуза на работу, не испытывают особых проблем и практически сразу могут начинать самостоятельную деятельность. У них есть унифицированные методики, программы. Может быть, и психологи должны получать такую подготовку?

Говоря об унификации, мы затронули достаточно болезненный для всех психологических факультетов вопрос: что такое психология и какой психологии в каждом из вузов учат? Не секрет, что психология в Московском университете отличается от психологии в Санкт-Петербургском, Ярославском.

Если мы возьмем отдельные разделы: психологию внимания, памяти, то мы столкнемся с проблемой непосредственной зависимости образовательной школы от научной. Ведь факультеты психологии всегда были жестко связаны с научной школой, которая оказывала непосредственное влияние на образовательный процесс.

Часто психологи получают в вузе знания, строго опосредованные особенностями той или иной научной школы. Часть факультетов психологии, которые не имеют собственных научных традиций, тоже оказалась в сложной ситуации. Приезжая на УМО, они начинают выяснять, в соответствии с какими традициями им нужно преподавать, например, психологию памяти, внимания, мышления.

Похожая ситуация возникает при получении грифов УМО на учебники и учебные пособия: издания разных вузов по одной и той же проблеме могут содержать достаточно противоречивые взгляды. Поэтому проблема унификации подготовки психологов стоит не только в практической области. Прежде всего, должна быть общая модель построения образовательного процесса на факультетах психологии. Иначе мы по-прежнему будем напоминать «лебедя, рака и щуку». Необходимо наладить диалог между научными школами. Сейчас возникла необходимость выработки общих подходов в подготовке психологов при сохранении особенностей каждой научной школы.

Унификация мне видится, прежде всего, на уровне образовательных программ. Иначе, получив богатый набор знаний, психолог будет вынужден создавать собственную психологическую теорию и собственную психологическую практику.

К сожалению, большинство специалистов не создают ничего своего, а идут по наиболее простому пути и пользуются доступными западными технологиями: НЛП, коучингом.

Эти поветрия характерны для психологии в силу ее специфики. В определенный период возникает миф об исключительности той или иной методики, и многие встают под ее знамена. Мы это наблюдали сначала с НЛП. Потом, в связи с изменениями в экономике, возникла проблема управления производством. Тогда и «всплыл» коучинг.

Чтобы этого не происходило, психологи должны научиться предвидеть те потребности, которые возникают внутри общества. Иначе нам постоянно будут навязывать различные «модные штучки». Без умения предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед, отслеживать возможные вызовы и ожидания общества мы рискуем превратиться в трансляторов психологических практик, которые не учитывают российскую специфику. Не бывает универсальной технологии, которая решала бы все вопросы: ни психоанализ не может этого сделать, ни НЛП, ни экзистенциальная психология.

Нам нужно учиться грамотно формировать разумную, конструктивную потребность в психологии, которая решала бы реально существующие проблемы. Мы этим всерьез никогда не занимались. У нас был крен в область академической психологии. Это важно и нужно, но не может быть города, состоящего из одних фундаментов. Сейчас надо начинать строить здания. И они должны быть такими, в которых люди захотели бы жить!

В нашей стране трудится целая армия психологов. Только в образовании их 64 тысячи. Это люди, которые делают то, что они в силах сделать. И если их не подготовили нужным образом, то это не вина их, а беда. Можно ли им помочь?

Для этих людей необходима четко выстроенная система непрерывного образования и повышения квалификации. При этом переподготовка должна стимулироваться и государством, и мотивацией самих работников. Повышение квалификации можно поощрять и морально, и материально. С другой стороны, нужно разрабатывать и внедрять систему сертификации.

Это достаточно долгая работа.

А кто будет иметь полномочия для разработки критериев эффективности деятельности психолога?

Я думаю, что этим должна заниматься смешанная комиссия с участием работодателей, представителей вузов и психологической научной общественности. Этим трем группам и надлежит совместно выработать показатели эффективности для психологической практики.

Не следует ориентироваться только на мнение работодателей: они могут многого и не знать. Надо принимать во внимание не капризы, а разумные и обоснованные предложения, которые они выдвигают в качестве значимых для них индикаторов. В любом случае это должна быть коллективная работа.

Но введение сертификации предъявляет новые требования и к подготовке специалистов?

Конечно, и я надеюсь, что это чуть-чуть разбудит наши факультеты, будет стимулировать их к развитию. Учебные планы и возможные новые специализации и спецпрактики могут выстраиваться по просьбе работодателей

Можно создать модель экспериментальной подготовки специалистов под конкретный заказ, на базе которой впоследствии могут появиться новые специализации. Мы пока не используем потенциал работодателей как мощный методический инструмент, а лишь рассматриваем их в плане возможного трудоустройства выпускников. Для полезного сотрудничества нужно лишь грамотно наладить диалог, причем он должен проходить на понятном всем языке психологической практики.

Юрий Петрович, а насколько эта модель близка к реальности?

Ровно настолько, насколько есть желание ее реализовать. Такое желание есть, безусловно, у самих работодателей. Оно есть и у факультетов, поскольку мы чувствуем, что если не будем учитывать особенности современного рынка труда, то наиболее сильные из потенциальных студентов уйдут в соседние области: менеджмент, рекламу.

У факультетов должно возникнуть чувство самосохранения, ведь если их выпускники не будут востребованы, то факультет может исчезнуть. В первую очередь это относится к небольшим вузам. Им надо предвидеть, что их ждет в будущем, если они не учтут изменений в экономической и социальной сфере, прогнозировать, насколько их выпускники будут востребованы, куда они пойдут работать.

Безусловно, нужны гарантии и со стороны государства по отношению к потребителям психологических услуг. И если Министерство образования и науки РФ займет в этом вопросе принципиальную позицию и сделает психологические услуги сертифицированными, то и специалисты и потребители будут более защищены. В этой работе может принять участие Общественная палата при президенте России: эти вопросы уже проговаривались на комиссии по здоровому образу жизни.

Но здесь возникает еще одна проблема: те, кто давно работают, вполне обоснованно опасаются введения сертификации. Ведь всегда начинаешь думать: «А судьи кто?» Может возникнуть и страх перед самой процедурой. Поэтому надо сделать сертификацию достаточно понятной, прозрачной и тщательно продумать «правила игры». Должен быть переходный период: 3-4 года, во время которого часть специалистов пройдет эту процедуру. Это, в свою очередь, должно стать серьезным стимулом для развития системы повышения квалификации и переподготовки действующих специалистов.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА