Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

Тайная молитва для неумеренных в питании

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 - 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.
Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное - принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.

Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Чревоугодник - это человек, приоритетом которого является жизнь ради желудка, то есть все помыслы и действия, в первую очередь, направлены на реализацию в плане «пожрать». Такой человек даже работает с одной только целью - купить много разнообразной и вкусной еды. Если этот человек не женат, то он, как правило, эгоист; но если всё-таки связан узами семейной жизни, тогда это катастрофа для двоих. В случае же появления детей, этот недуг, словно инфекционная болезнь, поразит и их, вследствие устоявшейся семейной традиции.

Вконтакте

Одноклассники

Процент такого населения в мире непрерывно растёт: это означает, что такая тенденция будет продолжаться и далее, особенно в развитых странах. Многие из числа поражённых , а именно те, кто признаёт свою зависимость и хотят избавиться от неё, идут к психологам или священникам; но основная часть почему-то так и не осознаёт своё тяжёлое положение.

Грех чревоугодия и его последствия

В допотопные времена феномен чревоугодия достиг стадии, когда вся земля растлилась «от человека до скота», и исчез в один миг от действия святого божьего вмешательства. Казалось бы, все, навсегда избавились от этого недуга, но он вновь появляется на арене жизни и демонстрирует свою силу. Нарицательное имя ему . Теперь, уже в страшном огне, будучи испепелённым, грех чревоугодия нашёл свой покой в земле, более никогда не давшей никакой пищи.

Эта история хотя и продолжается, но не будет длиться долго. Евангелие от Матфея открывает нам тайну, которая была сокрыта от вечности. Господь, незадолго до Своих страданий, говоря о Своём возвращении в силе и славе великой, сказал, что как было во дни Ноя, женились, выходили замуж ели, пили, и не думали, пока небыли истреблены в водах потопа. Точно так будет и в Моё пришествие, - сказал Спаситель (Матфея 24:29–39).

Святой Лука, продолжая эту тему, записал господни слова в следующем изложении. Господь Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что когда они увидят то сбывающееся, пусть знают: Царствие Божье приблизилось. Обращаясь далее к ним , предупредил о пресыщении едой и отягощения пьянством, и ради избавления их от внезапности тех событий, повелел им бодрствовать на всякое время и молиться (Луки 21:31–36).

Цена нерадивости учителей

Давайте сейчас подумаем вот о чём. Если мы ученики Христовы и продолжатели Его учения и хотим исполнить волю Его о распространении Царства Его здесь на земле, значит, мы должны быть приготовлены на всякое доброе дело и чтобы научились побеждать. Следовательно, пресыщение едой и отягощение пьянством не приведёт нас к правильному результату. Святой апостол Павел повелевает в таком случае исполняться Духом, вместо того, чтобы пьянствовать. Он говорит нам, подобно спящим , о некоем пробуждении и воскресении из мёртвых и освещении Христом: быть рассудительными, мудрыми и познавая волю Божью, поступать осторожно, ввиду лукавства времени (К Ефесянам 5:13–21).

Лично о себе Павел говорил , что он все может совершать в Иисусе Христе, Который его и укрепляет. Апостол научился голодать и насыщаться, быть в недостатке и в обилии. Претерпевал же такой подвиг он ради Царствия Божьего, чтобы достигнуть хоть некоторых из погибающих (К Филиппийцам 4:11–13).

В истории народа Божьего есть печальный опыт непослушания в плане пресыщения яствами и вином так сильно, что оставили Бога и презрели своё спасение. Они отучнели, потолстели, разжирели и стали руководимыми своим чревом. Таким образом, Израиль из богоугодных чад превратился в чревоугодника и, будучи помрачён разумом, стал приносить жертвы бесам (Второзаконие 32:9–17).

Новозаветные времена ничуть не изменили положение вещей. Почему Павел и учил святую церковь поступать по его образу , а не как враги креста Христова. Он приводил в пример многих, кто идёт в погибель, прославляя самих себя в сраме, ибо их бог - чрево. Все закономерно, «по-бесовски», - начавши мыслить о земном, они забыли, что их жительство на небесах; они должны были ожидать Спасителя своего, Который придёт и преобразит их немощь в славу. Но им надоело быть немощными и, не дождавшись Господа, решили сами преобразиться - по земному. Изменивши приоритет, христиане превратились в идолопоклонников, чревоугодников, кадящих собственным божкам.

Ещё один печальный и горький опыт. Со времён Моисея Господь ставит, как написано, священников по сердцу Своему, и одно из обязанностей этих избранных людей было принимать животных от народа для жертвоприношений. И вот, в период, когда Израилем правили судьи, служил один священник со своими сыновьями. Эти отроки, будучи не обуздываемые своим отцом , не знали Господа и были негодными для священнического дела. Не обладая выдержкой и терпением, не дожидаясь окончания ритуала, они бессовестно отрезали себе мясо от туш и жарили на сковороде, а также хватали вилкой мясо, которое варилось в казанах.

Впоследствии горе-сыновья были наказаны и Бог выразил по поводу этого своё отношение, сказавши отцу, что бесславящих божье имя ждёт посрамление. Если бы отроков был против людей, то с помощью молитвы можно ещё остановить этот процесс, но грехом оказалось действия против Бога. Они грубо попирали божье дело, толстея от приношений народа Божьего - Израиля (1 царств 2,3).

Похожая ситуация происходила и в начале церковного периода. Апостол Павел, собравшимся исполнить вечерю Господню, сделал замечание относительно нетерпежа, когда пища и вино расхватывались прежде, чем все сойдутся к столу. В результате этого, кто-то упивался, а кто и остался, вообще, ни с чем (1 Кор. 11:20–22).

Кто знает, как распространился грех пресыщения в первоапостольской церкви, не вмешался бы Павел с поучением.

Любое действо, связанное с принятием пищи , всегда требует особенной подготовки и строжайшей дисциплины. Это нужно делать до тех пор, пока все чувства не будут приучены навыком. Все было бы по-другому, научил отец своих сыновей культуре еды и правильному хождению пред Господом; но все они были уже достаточно испорчены из-за тучности своего ума и тела, чтобы принять хоть какое-то здравое учение. По всей вероятности, грех чревоугодия поразил не только сыновей, но и в первую очередь отца, потому как, написано, он был достаточно тяжёл, чтобы упасть с лошади и умереть на месте.

Борьба с чревоугодием

Термин чревоугодия, устоявшийся в православии: «Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды просто для удовольствия, есть чревоугодие»

Как победить чревоугодие

Чтобы всегда побеждать любой грех , в том числе грех чревоугодия, необходимо выполнять главное условие Церкви Христовой (Деяния 2:42–43):

  • Участие в церковной жизни.
  • Пребывать в учении Апостолов и наставлении отцов Церкви.
  • Причащение.
  • и молитва.
  • Иметь страх Божий.

Несколько слов о посте . Пост - это главное лекарство от недуга чревоугодия. Молитвою и постом изгоняется бес обжорства, и действо пощения совершается постоянно исходя из церковных постных дней. Как только пост прекращается, бес идёт и берёт ещё множество злейших; и для этого человека наступают худшие времена жизни.

Во время поста возрастает наш умалённый дух. Он растёт по мере наполнения нашего внутреннего человека Словом Божьим. Только тогда мы начинаем понимать значение слов Господа Иисуса Христа, которые Он произнёс во время сорокадневного поста в пустыне: «Не одним хлебом будет жив человек…» .

Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть. Увы, ныне эта фраза становится неактуальной, ибо магазинные полки ломятся от продуктового разнообразия. Простая пища уходит в прошлое, ее заменяют различные деликатесы, помогая развиваться страсти чревоугодия.

Что это такое?

Одна из восьми страстей, она является первой в списке. Чревоугодие - это пристрастие к вкусной и обильной пище. Говоря проще, зависимость от продуктовых изысков и лакомых блюд, уважаемых любителями вкусно поесть.

Страсть заставляет идти на нарушение постов, ибо очень сложно удержать себя в руках, когда на столе много яств, а на календаре - Великий пост. Особенно непросто в гостях, когда хозяева дома не постятся. Вот почему в пост нежелательно наносить праздные визиты неверующим друзьям и родственникам, ведь они наверняка пригласят к столу со скоромными блюдами.

Что рождает чревоугодие?

Что это за грех, описано выше. Точнее, дано понятие этой страсти, последствия не названы.

Если обратиться к возможным последствиях греха, становится не по себе. Казалось бы, что такого в том, что человек съест лишнее лакомство. Кому он вред причинит этим? Самому себе в первую очередь.

Чревоугодие рождает расслабленность. Вспомните: когда случается хорошо покушать, да еще и блюда лакомые, начинает клонить в сон. После обильной трапезы ничего не хочется делать. Сидеть бы спокойно, чтобы никто не трогал, или пойти лечь спать... Вот так и выглядит расслабленность, полученная вследствие чрезмерного употребления вкусной еды.

Пресыщенный человек ищет развлечений. Ему всего мало, хочется больше удовольствий на стороне. Читатели поняли, что речь идет о блудных похождениях. Где блуд, там рядом и пьянство, потом дело доходит до жажды наживы.

Пьянство - один из видов чревоугодия, под воздействием алкоголя совершаются самые кровавые преступления. Человек стремительно летит в бездну, не замечая своего падения. У пьяницы часто нет денег на бутылку, но есть потребность выпить. Он начинает терроризировать близких, требуя купить алкоголь, те отказывают и получают ушат оскорблений в свой адрес (грех сквернословия). Отчаявшись, алкоголик идет на воровство или убийство, лишь бы разжиться деньгами и купить заветную бутылку.

Что это за грех - чревоугодие, теперь становится понятным. Следует добавить, что страсти подвержены и верующие люди, которые становятся идолопоклонниками. Они ставят яства и выпивку выше Бога, превращая их в кумиров. Это нарушение заповеди "не сотвори себе кумира".

Пресыщение и пьянство влияют на физическую составляющую человека. Появляются сердечно-сосудистые заболевания, полученные вследствие лишнего веса, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за употребления слишком жирной, острой и горькой пищи. Алкоголь влияет на нервную систему и головной мозг, превращая пьяницу в жалкое подобие человека, одержимое выпивкой.

Как бороться со страстью?

Когда человеческая особь понимает, что зашла слишком далеко и летит в бездну, она способна остановиться. Человек слаб, ему может помочь только Господь Бог. Борьба с чревоугодием включает несколько этапов:

    Духовный. Молитвенное обращение к Богу и святым угодникам, покаяние, причастие.

    Аскетический. Воздержание от изысканной пищи, питание простыми продуктами. Конечно, это сложно, особенно когда ближний ест авокадо с красной рыбой, а человек, желающий избавиться от греха, заставляет себя питаться простой гречкой.

    Психологический. В первую очередь самодисциплина и сила воли. Труд играет существенную роль в борьбе с чревоугодием. Когда человек работает и увлечен своим делом, ему некогда думать о пище.

Как победить чревоугодие, написано выше. Молитва, труд и самодисциплина - первые помощники в борьбе со страстью к пище.

Вы знаете, что во многих монастырях кушают дважды в день? Когда пост, пищу вкушают один раз в сутки, при этом монашеские послушания отличаются высокой физической нагрузкой. Миряне, работающие в офисах, в массе своей, питаются куда чаще и обильнее, нежели монахи. Можно оправдываться тем, что человек слаб и немощен, а можно взять себя в руки и соблюдать некоторые правила, когда речь идет о трапезе:

    Есть три раза в день, избегать промежуточных приемов пищи.

    Из-за стола вставать немного голодным, не пытаясь съесть все, что находится перед глазами.

    Остерегаться участия в лишних застольях. Одно дело, когда семья собирается на какое-то торжество, и совсем иное - еженедельные посиделки с коллегами или товарищами.

    Соблюдать многодневные и однодневные посты, установленные церковью.

    Молитва - меч духовный

    Что представляет собой грех чревоугодия, как избавиться от пристрастия к обильной и вкусной пище, описано выше. Подробно остановимся на духовном методе борьбы со страстью.

    Человек должен захотеть избавиться от греха. Как только возникает понимание своего пристрастия, он начинает просить Господа о помощи в борьбе. Существует молитва, читаемая желающим побороть страсть. Ее необходимо читать тайно, после прочтения молитвы на принятие пищи:

    Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

    Вот так выглядит православная молитва от чревоугодия, читаемая тем, кто жаждет расстаться с грехом.

    Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

    Как можно побороть страсть чревоугодия? С помощью поста, молитвы и понуждении себя к удержанию от пресыщения и объедения лакомствами. Нет ничего сложного в том, чтобы обратиться к Господу словами молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского.

    Краткое житие святого для тех, кто не знаком с ним: родился праведный Иоанн в 1829 году в очень бедной семье. Слабого и болезненного мальчика вскоре окрестили, ибо опасались, что он уйдет к Богу. Но после совершения таинства ребенок стал поправляться.

    Отец будущего святого служил псаломщиком в церкви. Он часто брал маленького сына с собой. У Иоанна развивалась ревность по Богу и любовь к Нему с детского возраста.

    Обучался будущий святой в Архангельском приходском училище, затем - в Санкт-Петербургской духовной академии. Был женат, но плотского супружества не было. Святой Иоанн и его жена Елизавета жили как брат с сестрой.

    Всю свою жизнь нес служение Богу и людям, скончался 20 декабря 1908 года, оставив после себя богатое духовное наследие.

    Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского:

    Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

    Молитва Алексию - человеку Божьему

    Святой Алексей - вымоленный ребенок. У его родителей, богатых и благочестивых, долго не было детей. Аглаида - так звали мать будущего святого - усердно молила Бога о даровании сына, и чудо совершилось. Женщина родила сына, к великой радости мужа.

    Названный в святом крещении Алексием, мальчик рано изучил Священное Писание и церковные книги. С юных лет он возгорелся любовью к Творцу, отказавшись от благ и роскоши. На теле носил власяницу, одевался в рубища, питался хлебом и водой.

    Когда Алексий достиг совершеннолетия, родители приняли решение женить его. Невесту выбрали из царского рода. Молодых людей обручили и обвенчали, но святой Алексий покинул поместье родителей после свадьбы.

    Долгие годы никто не знал, что с ним и где он. Как-то раз, будучи нищим, высохшим от голода и труда, Алексий повстречался со своим отцом и попросился жить при дворе его дома. Там прожил святой до скончания дней своих, терпя поношения и побои от рабов отца. Но до последнего дня никто не знал, что убогий нищий - есть сын, пропавший много лет назад. Только по успении святого угодника Божия отец признал в нем свое чадо.

    Чревоугодия? Обратиться молитвенно к святому Алексию - человеку Божьему:

    О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

    Будущий святой происходил из знатного дворянского рода. Получил прекрасное воспитание и образование военного инженера. Карьера Дмитрия - мирское имя святителя - могла стать самой завидной.

    Но Дмитрий бежал от славы и мирских благ. Окончив военное училище, он подал прошение об отставке, а после трудной и продолжительной болезни укоренился в желании принять монашество.

    В возрасте 20 лет будущий святой поступает в Александро-Свирский монастырь, спустя 3 года принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

    Все последующие годы - служение Господу и народу. Представился великий святитель в 60 лет, оставив после себя многочисленные духовные произведения, наставлениями из которых верующие пользуются и по сей день. Что касается материальных благ, после смерти святителя в кармане его подрясника было обнаружено несколько копеек.

    Вы задаетесь вопросом, как избавиться от чревоугодия? Помолитесь святителю Игнатию Брянчанинову:

    О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

    Молитва преподобному Ахиле Печерскому

    Преподобный с детских лет возлюбил Бога, решив отвергнуть все мирские блага и посвятить свою жизнь служению Ему. В юном возрасте пришел в Киево-Печерский монастырь, чтобы навсегда остаться здесь, полностью отдав себя в послушание Господу.

    Преподобный отличался невероятным постничеством, его трапезу составляла одна просфора в неделю. В воде был воздержан не менее, чем в пище. Своим подвигом постничества превосходил многих. Молитва Ахиле Печерскому от чревоугодия поможет тем, кто твердо верует в нее:

    По́стническое житие́ облобыза́в и мно́гими труды́ от млады́х ногте́й себе́ обложи́в, на степе́нь диа́конства произведе́н быв, всече́стне, в ко́ем служи́л еси́ в це́ркви Бо́жия Ма́тере непоро́чне, Е́йже моли́ся, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

    Кондак преподобному Ахиле, диакону Печерскому

    Ве́лие име́л еси́ вои́стинну воздержа́ние, сла́вне, и мно́гое показа́л еси́ поще́ние, о Ахи́ло, зане́ едва́ еди́ною в седми́цы, и се еди́ну ма́лу просфору́ снеда́ше и бде́нным стоя́нием к Нему́ вы́ну друча́шеся, тем тя, я́ко по́стника и преподо́бным соо́бщника чту́ще, ублажа́ем.

    Молитва Матроне Московской

    Блаженную старицу можно назвать нашей современницей, она скончалась в 1952 году. Была причислена к лику святых в начале XXI века, мощи угодницы Божьей находятся в Покровском женском монастыре Москвы.

    Ее житие знает, наверное, каждый благочестивый христианин. Праведница родилась в бедной семье, с младенчества была слепой. К 17-летию обезножила, ходить она не могла, только сидела в своем уголочке, выделенном добрыми людьми. Почему добрыми людьми? Блаженная Матрона не имела собственного дома. Она путешествовала по знакомым, останавливаясь там, где давали приют.

    Несмотря на собственные немощи, старица помогала больным и страждующим. По ее молитвам одни исцелялись, другие получали работу, третьи вступали в брак. Никому не отказывала матушка, кроме тех, кто пришел посмеяться над ней, вовсе не веруя в Господа.

    По сей день у мощей Матронушки совершаются многочисленные чудеса. Вот текст молитвы Матроне от чревоугодия и прочих нужд, испытываемых человеком.

    Молитва Матроне Московской (первая)

    О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    Молитва Матроне Московской (вторая)

    О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия. Утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва к Ксении Петербургской

    Еще одна русская святая, особо почитаемая народом. Жизнь блаженной Ксении Петербургской - это полное самоотречение, отказ от мирских благ и подвиг юродства. Оставшись вдовой в 26-летнем возрасте, молодая женщина облачилась в одежду своего мужа и велела называть себя Андреем Феодоровичем. Отдав богатое имение женщине, когда-то снимавшей у нее комнатку, Ксения осталась бездомной. Одетая в лохмотья, без крыши над головой, она бродила по окрестностям Петербурга, вызывая насмешки жителей. Взрослые били ее словами, дети швырялись камнями и грязью. Много оскорблений и унижений перенесла святая, прежде чем люди поняли, что перед ними - очень мудрый и разумный человек, которому многое открывает Господь.

    Еще при жизни святая прославилась чудесами, происходят они и сегодня на могилке блаженной Ксении. Кому молиться от чревоугодия? Конечно же, блаженной Ксении Петербургской:

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущего покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя: предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, и на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости духа утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва в храме

    Мы поговорили о домашней молитве угодникам Божьим, можно ли осуществить ее в храме?

    Как избавиться от чревоугодия? Обязательно посещайте воскресные литургии, просите об избавлении от пристрастия во время церковной молитвы. Взывать к Господу в голос не нужно, достаточно внутреннего вопля о помощи.

    Почаще приступайте к таинствам исповеди и причастия, заказывайте молебны к указанным выше святым, прося их о помощи. Главное - заставляйте себя бороться, без труда ничего не получится.

    Заключение

    Статья подходит к логическому завершению, мы рассказали о том, как избавиться от чревоугодия. Три составляющие борьбы со страстью - молитва, пост, самодисциплина.

    Избегайте праздности, ибо она - мать всех пороков. Трудитесь, молитесь и просите о помощи Господа, а также - Его святых угодников.