В примыкающем с севера к Никольскому Морскому собору Никольском саду в 1908 году был установлен памятник морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. Поэтому этот памятник называют ещё и Цусимским обелиском.

Посвящён памятник морякам броненосца «Император Александр III», погибшим во время Цусимского боя 14-15 мая 1905 г. в составе 2-й Тихоокеанской флотилии. В том бою российский флот потерпел жестокое поражение. Мало того, что японский флот превосходил российский числом кораблей, так ещё по своим тактическим данным японские броненосцы были значительно сильнее русских. Кроме того, командующий российской эскадрой контр-адмирал З.П. Рожественский и перед боем и в его ходе допустил нерешительность и тактические ошибки. Но вот действия моряков и офицеров во время боя явили образцы героизма и преданности присяге.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим. Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М.С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора. Заказ на исполнение получил архитектор Яков Иванович Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов. Скульптурные работы выполнил скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.

В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 года в присутствии Её Императорское Величество вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, представителей иностранных держав и родственников погибших членов экипажа состоялось торжественное открытие памятника.
На трёхступенчатом основании из чёрного гранита стоит четырёхгранный пьедестал из красного мелкозернистого гранита. На пьедестал становлена пирамидальная колонна, увенчатая бронзовым орлом с крестом. На все четыре грани пьедестала установлены бронзовые доски с именами погибших героев.

Наиболее интересно оформлена лицевая восточная сторона памятника. Над пьедесталом в окружении лаврового венка установлен медальон с изображением морского якоря и датами похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: «1904-1905». Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца «Император Александр III»: «14 мая 1905». Ниже — бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним — бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца:
«Командир капитан 1-го ранга Н. БУХВОСТОВ
Старший офицер капитан 1-го ранга В. ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор лейтенант А. Воеводский 2-й
Ст. минный офицер капитан 2-го ранга К. Стааль 1-й
Младший минн. оф. лейт. В. Игнатьев
Ст. артиллерийский оф. лейт. В. Эллис 1-й
Мл. артилл. оф. лейт. Е. Демидов»

14 (01) ноября 1907 года... Газета ХРОНИКА... Разные известия:
Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»).

Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника. МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации" 13 мая (1908 год) …"Кто может — молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."…. Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского "Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой. Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу. В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие — неслыханное дело! — спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи — целой же эскадрой — бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдно-го малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти... На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям . Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали. В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное — ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока. Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей. Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть. И флот погиб... Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"

Часть 1. Биография.
11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев - "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года К.К. Ратник доложил о готовности броненосца к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м. Корпус корабля, как и спущенного на воду в 1900 году броненосца «Победа», был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания. Однако, торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетевшим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандартом, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека. По другой версии, флагшток упал с берегового парового крана. В ее пользу говорит опубликованная прессой того времени фотография с соответствующей подписью.
12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Сухие цифры.
Но между последними тремя датами в жизни этого корабля произошли такие события, при воспоминании о которых душа сжимается от ………………

Часть 2. Краткая историческая справка.
В манифесте о восшествии на престол Николай II назвал своего отца, императора Александра III, Миротворцем. Это не оспаривали ни современники, ни историки. При Александре III Россия не вела войн, и, тем не менее, владения империи неуклонно расширялись. С 1881 по 1894 год они увеличились на 429 895 кв. км, это почти в два раза больше территории современной Великобритании. Государь проявлял постоянную заботу о развитии и поддержании боеготовности отечественного военно-морского флота. По его поручению морское ведомство разработало программу судостроения на 1882 - 1900 гг.: предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев.
К 1896 году были введены в строй 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерских лодок, 51 миноносец. Началось строительство эскадренных броненосцев водоизмещением до 10 000 тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм.
Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 000 тонн. Это по тем временам - третий показатель в мире после Англии и Франции. Александр III считал, что России незачем искать союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова императора: «Во всем мире у нас толь-ко два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас»

Часть 3. Имя.
Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX — начале XX века письменно утверждались императором из числа нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ. Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца. Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы. За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель броненосца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений. Впоследствии, перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).

Часть 4. Гибель.

В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно. Эскадру повел "Императоръ Александръ III". Выступая всего 25 мин. в качестве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры. В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому".
По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".

В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
В 17.40 вернулся в строй эскадры.
В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
Вместе с броненосцем погибло:
- 29 офицеров;
- 11 кондукторов;
- 827 нижних чинов.
Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
Вечная им память!

Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.

Часть 5. Постройка модели.

За основу была взята модель фирмы "Звезда " - Эскадренный броненосец "Орёл" в масштабе 1/350.
По большому счёту, можно было брать любую из трёх выпускаемых моделей данной фирмы (Орёл", "Князь Суворов", "Бородино"), т.к. отличаются они только названием на коробке.

Раздел 1. Пособие по сборке и доведению до надлежащего вида (в сокращённом варианте)

1. Изменено место расположения якорных клюзов;
2. Добавлены крышки на якорные клюзы;
3. Мусоропроводы "посажены" на свои штатные места;
4. Добавлены люки для загрузки торпед на обоих бортах под носовыми казематами орудий противоминного калибра;
5. Изменены порты орудий противоминного калибра левого борта в соответствии с прототипом (в походном положении орудия смотрят в корму);
6. Носовые шлюпбалки перенесены на уровень вторых орудийных портов орудий противоминного калибра;
7. Изменены якорные полки;
8. Добавлены подводные минные аппараты правого и левого бортов;
9. Выровнен уровень главного броневого пояса правого борта в районе форштевня;
10. Перенесены места установки шестов для сетей противоминного ограждения;
11. Убраны скоб-трапы на фальшбортах с батарейной палубы на ростры;
12. Изменена разметка иллюминаторов;
13. Добавлен фальшборт в кормовой части спардека, в районе кормовой пары башен среднего калибра, с установкой дополнительных ящиков для коечных сеток;
14. Добавлены 8 оконных проёмов (закрытых створками) и два дверных проема в кормовой части надстройки для выхода на ют из кают-компании;
15. Добавлен дверной проём для выхода из офицерской кают-компании на "адмиральский балкон";
16. Изменены выкружки в бортах под места установки 152 мм носовых и кормовых башен;
17. Убраны переходы на ют;
18. Угол наклона форштевня "переточен" и "спрямлён" в соответствии с прототипом;
19. Надводные торпедные аппараты переточены до "эллипсовидной" формы, как на прототипе;
20. Добавлены дверные проёмы в носовой части фальшборта для спуска со спардека на главную палубу;
21. Обточены и скруглены "наплывы" в местах стыков фальшбортов и 1-го яруса носовой и кормовой над-строек;
22. Орудия "противоминного" калибра установлены в положение "по походному" (все орудия развёрнуты - против часовой стрелки, коме орудий носового каземата левого борта, которые по походному были всегда развёрнуты - в нос);
23. Стволы орудий "противоминного" калибра заменены на металлические;
24. Добавлены ограждения навигационных фонарей правого и левого бортов на фальшбортах в уровне 1-го яруса носовой надстройки;
25. Деколи шкал осадки нанесены на положенные места, в соответствии с прототипом;
26. Установлен на штатное место, в районе юта по правому борту, несъёмный парадный трап ;

Палуба
27. Срезаны все "лишние" детали, характерные для броненосцев постройки Балтийского завода (на баке - всё, на юте - оставлены только кнехты, расположенные на штатном месте);
28. Выполнен характерный прогиб палубы на баке, с возвышением её к форштевню;
29. Добавлены и посажены на штатные места световые люки на юте;
30. Световые проемы в световых люках выполнены прямоугольными, как на прототипе;
31. Добавлены и посажены на штатные места дополнительные кнехты (4 - на баке и 2 на юте);
32. Добавлены и установлены на юте две вьюшки;
33. На баке перед башней ГК установлены сходные рубки;
34. На баке перед сходными рубками добавлены непонятные девайсы (какие-то ящики);
35. В палубном настиле на баке сделан вырез для укладки якоря;
36. Добавлены фальшборты у носовой пары башен СК;

Дымовые трубы
37. Дымовые трубы приведены к проектной длине;
38. На кожухах дымовых труб выполнены рёбра жёсткости и корабельный гудок;
39. Трубки аварийного сброса пара выполнены как на прототипе (в наборе пластмассовых деталей, почему-то они разной длины, надо проверять и подгонять);
40. Внутрь кожухов дымовых труб вклеены непосредственно дымовые трубы меньшего диаметра;


Носовая надстройка
41. Конфигурация мостиков всех уровней носовой и кормовой надстроек, и разбивка отверстий под трапы на них, приведены к проектной конфигурации;
42. Добавлена дополнительная площадка вокруг носовой дымовой трубы над первым котельным отделением;
43. Переделано основание под боевую рубку;
44. Добавлены воздухозаборники системы вентиляции и дверные проемы на боковых поверхностях основания под боевую рубку;
45. Переделана боевая рубка;
46. Переделана ходовая рубка;
47. Крановые лебёдки установлены на штатное место - на 1-м ярусе носовой надстройки, в районе передней дымовой трубы;
48. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса носовой надстройки на верхнюю палубу;
49. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
50. Изменены, в соответствии с их расположением на прототипе, места посадки опорных частей крановых стрел и тросовых блоков для них;

Кормовая надстройка
51. См. п. 41 данного "Пособия…";
52. На мостике 1-го яруса кормовой надстройки добавлены ящики для коечных сеток и срезаны лишние, имеющие право быть только на "Бородино" и на "Орле";
53. Высота командирского салона в кормовой части спардека доведена до штатной - 2,25м;
54. Подъемник для 47мм снарядов на кормовой надстройке посажен на штатное место, как на прототипе;
55. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса кормовой надстройки на спардек;
56. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
57. На мостике 1-го яруса установлен дополнительный прожектор;

Башни ГК, СК, 47мм орудия
58. Изменена конфигурация башен среднего калибра (в плане);
59. Изменены крыши башен среднего калибра (стали - выпуклые, в наборе - плоские);
60. Колпаки командиров башен и колпаки наводчиков на крышах башен среднего калибра посажены на штатные места;
61. Убраны "языки" с оснований башен главного калибра;
62. Изменены колпаки командиров башен главного калибра;
63. Добавлено леерное ограждение по обрезу крыши на башнях главного калибра;
64. Добавлено леерное ограждение на крышах башен среднего калибра;
65. Форма амбразур башен среднего и главного калибров приведена в соответствие с прототипом;
66. Стволы орудий ГК и СК заменены на металлические;
67. Заменены стволы, плечевые упоры и щиты орудий калибра 47мм;

Спардек
68. Добавлены по паре несущих балок на рострах для установки катеров и шлюпок перед и за задней трубой;
69. Переходные мостики между носовой и кормовой надстройками, с учётом изменения формы площадки вокруг задней трубы, приведены в соответствие с формой мостиков на прототипе;

Мачты
70. Поднята выше, на штатное место, опора для крепления кормовых грузовых стрел на грот мачте;
71. Увеличена длина мачт на участках от палубы до марсов (на чертежах и на фотографиях высота расположения марсовых площадок намного выше, относительно верхних точек носовой и кормовой надстроек, чем в предлагаемом наборе пластмассовых деталей);
72. Выполнены скоб-трапы на мачтах от верхних площадок носовой и кормовой надстройки до марсов;

Разное
73. Сделаны новые эллипсовидные площадки с опорами для них под установку компасов: носовая - с местом установки между дымовыми трубами на кожухе первого машинного отделения, и кормовая - на верхнем ярусе кормовой надстройки;
74. Добавлены поручни:
. на несъёмном леерном ограждении на 1-м уровне носовой и кормовой надстроек,
. на переходных мостиках,
. на сходных трапах с 1-го яруса носовой и кормовой надстроек на спардек,
. на разборном ограждении "адмиральского" балкона;
. на сходном трапе со спардека на главную палубу над казематами противоминной артиллерии;
75. Винты приведены в соответствие с винтами, которые были установлены на прототипе (4-х лопастные с разным вращением);
76. Добавлен трап для спуска с палубы юта на "адмиральский" балкон;
77. Сделаны, и установлены на штатное место: поворотная рама для крамбола и сам крамбол;

Полностью данное "Пособие….." можно скачать отсюда.

Перед открыт памятник героям броненосца «Император Александр III» . Гранитный обелиск, посвященный погибшим при Цусиме морякам, создан скульптором А. Обером и архитектором Я. Филотеем. Торжественное открытие состоялось в третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая (по старому стилю) года.

Газета «Русь» на следующий день писала:
«Вчера в сквере морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам гвардейского экипажа, погибшим в цусимском бою. Заупокойная литургия кончилась в начале 12 часа. Собор до тесноты был переполнен богомольцами. В числе присутствовавших находились: председатель Государственной Думы Хомяков, морской министр Диков, бывшие министры Чихачев, Бирилев, Авелан и друг. В церкви находились увечные солдаты, участники минувшее войны. На торжестве присутствовали: Ее Императорское Величество вдовствующая Государыня Императрица Мария Федоровна, Августейший шеф гвардейского экипажа, ее королевское величество королева греческая Ольга Константиновна, Великие Князья Алексей Александрович, Михаил Александрович и Константин Константинович. В соборе присутствовали представители иностранных держав. Здесь же находились и славянские гости: Крамарж, Глебовицкий и Грибарь. После пения «Со святыми упокой» из собора к сооруженному памятнику вышел крестный ход; вместе с ним следовали Высочайшие особы. Была сдернута завеса, закрывающая памятник. Духовенство окропило его святой водой. Церемония открытия памятника кончилась в 1 час дня. К подножию памятника, к ранее возложенному венку от гвардейского экипажа были возложены новые венки. Общее внимание обращала золотая дощечка с надписью: «Вечная память героям дорогого мне гвардейского экипажа, доблестно погибшим в боях минувшее войны на эскадренных броненосцах «Император Александр III» «Петропавловск» и крейсерах «Адмирал Нахимов» и «Урал». Дощечка возложена Августейшим шефом гвардейского экипажа вдовствующей Императрицей Марией Федоровной.

Разные известия

Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»).
http://radikal.ru/F/s009.radikal.ru/i310/1011/e8/fba784b82c8c.jpg.html
Адрес: Никольская пл., сквер

Скульптор: Обер Артемий Лаврентьевич (1843-1917)
Архитектор: Филотей Яков Иванович (1875-1920-е)
Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14-15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.
Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.
Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.
В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника.
Курс NO st 23 о
МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации"
13 мая (1908 год)
…"Кто может - молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."….
Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского

"Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой.
Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу.
В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие - неслыханное дело! - спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи - целой же эскадрой - бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдного малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти...

На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям.

Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали.

В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное - ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока.

Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей.

Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть.

И флот погиб...

Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"

Часть 2. Биография.
11 мая года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе , в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев –
- "Императоръ Александръ III".
В июле 1901 года К.К. Рат­ник доложил о готовности броненосца к спус­ку на воду.
Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м.
Корпус ко­рабля, как и спущенного на воду в 1900 году броненосца «Победа», был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания.
Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетев­шим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандар­том, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека. По другой версии, флагшток упал с берегового парового крана. В ее пользу го­ворит опубликованная прессой того времени фотография с соответствующей подписью.
12 октября года броненосец был введен в строй.
С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.
Исключен из списков флота 15 сентября года.
Сухие цифры.
Но между последними тремя датами в жизни этого корабля произошли такие события, при воспоминании о которых душа сжимается от ………………
Часть 3. Краткая историческая справка.
В манифесте о восшествии на престол Николай II назвал своего отца, императора Александра III, Миротворцем.
Это не оспаривали ни современники, ни историки. При Александре III Россия не вела войн, и, тем не менее, владения империи неуклонно расширялись. С 1881 по 1894 год они увеличились на 429 895 кв. км, это почти в два раза больше территории современной Великобритании.
Государь проявлял постоянную заботу о развитии и поддержании боеготовности отечественного военно-морского флота. По его поручению морское ведомство разработало программу судостроения на 1882 - 1900 гг.: предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев.
К 1896 году были введены в строй 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерских лодок, 51 миноносец. Началось строительство эскадренных броненосцев водоизмещением до 10 000 тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм.
Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 000 тонн. Это по тем временам – третий показатель в мире после Англии и Франции.
Александр III считал, что России незачем искать союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова императора: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас»
Часть 4. Имя.

Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX - начале XX века письменно утверждались императором из чис­ла нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ.

Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца.
Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы.
За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель бро­неносца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений.
Впоследствии перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).

Часть 5. Командир.
http://s03.radikal.ru/i176/1011/de/5314e1e18c42t.jpg
Командир
эскадренного броненосца "Императоръ Александръ III"
капитан 1-го ранга Бухвостов Николай Михайлович
(2 мая 1857г. – 14 мая 1905г.)
Часть 6. В составе 2-й эскадры флота Тихого океана.
http://i024.radikal.ru/1011/ce/fcfdde1d8bd3t.jpghttp://i064.radikal.ru/1011/20/02c53e9d408b.jpg Часть 7. Гибель.
В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно.
Эскадру повел "Императоръ Александръ III" .
Выступая всего 25 мин. в качес­тве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры.
В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому" .
По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".
В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
В 17.40 вернулся в строй эскадры.
В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
Вместе с броненосцем погибло:
- 29 офицеров;
- 11 кондукторов;
- 827 нижних чинов.
Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
Вечная им память!
Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.
14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
Часть 8. Постройка модели.
Раздел 1. Пособие по сборке и доведению до надлежащего вида (в сокращённом варианте)
Корпус.

  1. Изменено место расположения якорных клюзов;
  2. Добавлены крышки на якорные клюзы;
  3. Мусоропроводы "посажены" на свои штатные места;
  4. Добавлены люки для загрузки торпед на обоих бортах под носовыми казематами орудий противоминного калибра;
  5. Изменены порты орудий противоминного калибра левого борта в соответствии с прототипом (в походном положении орудия смотрят в корму);
  6. Носовые шлюпбалки перенесены на уровень вторых орудийных портов орудий противоминного калибра;
  7. Изменены якорные полки;
  8. Добавлены подводные минные аппараты правого и левого бортов;
  9. Выровнен уровень главного броневого пояса правого борта в районе форштевня;
  10. Перенесены места установки шестов для сетей противоминного ограждения;
  11. Убраны скоб-трапы на фальшбортах с батарейной палубы на ростры;
  12. Изменена разметка иллюминаторов;
  13. Добавлен фальшборт в кормовой части спардека, в районе кормовой пары башен среднего калибра, с установкой дополнительных ящиков для коечных сеток;
  14. Добавлены 8 оконных проёмов (закрытых створками) и два дверных проема в кормовой части надстройки для выхода на ют из кают-компании;
  15. Добавлен дверной проём для выхода из офицерской кают-компании на "адмиральский балкон";
  16. Изменены выкружки в бортах под места установки 152 мм носовых и кормовых башен;
  17. Убраны переходы на ют;
  18. Угол наклона форштевня "переточен" и "спрямлён" в соответствии с прототипом;
  19. Надводные торпедные аппараты переточены до "эллипсовидной" формы, как на прототипе;
  20. Добавлены дверные проёмы в носовой части фальшборта для спуска со спардека на главную палубу;
  21. Обточены и скруглены "наплывы" в местах стыков фальшбортов и 1-го яруса носовой и кормовой надстроек;
  22. Орудия "противоминного" калибра установлены в положение "по походному" (все орудия развёрнуты – против часовой стрелки, коме орудий носового каземата левого борта, которые по походному были всегда развёрнуты – в нос);
  23. Стволы орудий "противоминного" калибра заменены на металлические;
  24. Добавлены ограждения навигационных фонарей правого и левого бортов на фальшбортах в уровне 1-го яруса носовой надстройки;
  25. Деколи шкал осадки нанесены на положенные места, в соответствии с прототипом;
  26. Установлен на штатное место, в районе юта по правому борту, несъёмный парадный трап;
Палуба
  1. Срезаны все "лишние" детали, характерные для броненосцев постройки Балтийского завода (на баке – всё, на юте - оставлены только кнехты, расположенные на штатном месте);
  2. Выполнен характерный прогиб палубы на баке, с возвышением её к форштевню;
  3. Добавлены и посажены на штатные места световые люки на юте;
  4. Световые проемы в световых люках выполнены прямоугольными, как на прототипе;
  5. Добавлены и посажены на штатные места дополнительные кнехты (4 – на баке и 2 на юте);
  6. Добавлены и установлены на юте две вьюшки;
  7. На баке перед башней ГК установлены сходные рубки;
  8. На баке перед сходными рубками добавлены непонятные девайсы (какие-то ящики);
  9. В палубном настиле на баке сделан вырез для укладки якоря;
  10. Добавлены фальшборты у носовой пары башен СК;
Дымовые трубы
  1. Дымовые трубы приведены к проектной длине;
  2. На кожухах дымовых труб выполнены рёбра жёсткости и корабельный гудок;
  3. Трубки аварийного сброса пара выполнены как на прототипе (в наборе пластмассовых деталей, почему-то они разной длины, надо проверять и подгонять);
  4. Внутрь кожухов дымовых труб вклеены непосредственно дымовые трубы меньшего диаметра;
Носовая надстройка
  1. Конфигурация мостиков всех уровней носовой и кормовой надстроек, и разбивка отверстий под трапы на них, приведены к проектной конфигурации (см. п.п №№82, 83);
  2. Добавлена дополнительная площадка вокруг носовой дымовой трубы над первым котельным отделением;
  3. Переделано основание под боевую рубку;
  4. Добавлены воздухозаборники системы вентиляции и дверные проемы на боковых поверхностях основания под боевую рубку;
  5. Переделана боевая рубка;
  6. Переделана ходовая рубка;
  7. Крановые лебёдки установлены на штатное место – на 1-м ярусе носовой надстройки, в районе передней дымовой трубы;
  8. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса носовой надстройки на верхнюю палубу;
  9. Изменены, в соответствии с их расположением на прототипе, места посадки опорных частей крановых стрел и тросовых блоков для них;
Кормовая надстройка
  1. См. п. 41 данного "Пособия…";
  2. На мостике 1-го яруса кормовой надстройки добавлены ящики для коечных сеток и срезаны лишние, имеющие право быть только на "Бородино" и на "Орле";
  3. Высота командирского салона в кормовой части спардека доведена до штатной - 2,25м;
  4. Подъемник для 47мм снарядов на кормовой надстройке посажен на штатное место, как на прототипе;
  5. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса кормовой надстройки на спардек;
  6. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
  7. На мостике 1-го яруса установлен дополнительный прожектор;
Башни ГК, СК, 47мм орудия
  1. Изменена конфигурация башен среднего калибра (в плане);
  2. Изменены крыши башен среднего калибра (стали – выпуклые, в наборе – плоские);
  3. Колпаки командиров башен и колпаки наводчиков на крышах башен среднего калибра посажены на штатные места;
  4. Убраны "языки" с оснований башен главного калибра;
  5. Изменены колпаки командиров башен главного калибра;
  6. Добавлено леерное ограждение по обрезу крыши на башнях главного калибра;
  7. Добавлено леерное ограждение на крышах башен среднего калибра;
  8. Форма амбразур башен среднего и главного калибров приведена в соответствие с прототипом;
  9. Стволы орудий ГК и СК заменены на металлические;
  10. Заменены стволы, плечевые упоры и щиты орудий калибра 47мм;
Спардек
  1. Добавлены по паре несущих балок на рострах для установки катеров и шлюпок перед и за задней трубой;
  2. Переходные мостики между носовой и кормовой надстройками, с учётом изменения формы площадки вокруг задней трубы, приведены в соответствие с формой мостиков на прототипе;
Мачты
  1. Поднята выше, на штатное место, опора для крепления кормовых грузовых стрел на грот мачте;
  2. Увеличена длина мачт на участках от палубы до марсов (на чертежах и на фотографиях высота расположения марсовых площадок намного выше, относительно верхних точек носовой и кормовой надстроек, чем в предлагаемом наборе пластмассовых деталей);
  3. Выполнены скоб-трапы на мачтах от верхних площадок носовой и кормовой надстройки до марсов;
Разное
  1. Сделаны новые эллипсовидные площадки с опорами для них под установку компасов: носовая – с местом установки между дымовыми трубами на кожухе первого машинного отделения, и кормовая – на верхнем ярусе кормовой надстройки;
  2. Добавлены поручни:
  • на несъёмном леерном ограждении на 1-м уровне носовой и кормовой надстроек,
  • на переходных мостиках,
  • на сходных трапах с 1-го яруса носовой и кормовой надстроек на спардек,
  • на разборном ограждении "адмиральского" балкона;
  • на сходном трапе со спардека на главную палубу над казематами противоминной артиллерии;
  • Винты приведены в соответствие с винтами, которые были установлены на прототипе (4-х лопастные с разным вращением);
  • Добавлен трап для спуска с палубы юта на "адмиральский" балкон;
  • Сделаны, и установлены на штатное место: поворотная рама для крамбола и сам крамбол;
  • Полностью данное "Пособие….." можно скачать отсюда:
    http://webfile.ru/4926182
    Раздел 2. История создания
    Подробная история создания модели (с иллюстрациями) – приведена здесь:
    Отдельно иллюстрации собраны в альбом и размещены по следующему адресу:
    http://public.fotki.com/lejnev/iii-/
    Развернутый альбом фотографий готовой модели можно посмотреть по следующему адресу:
    http://public.fotki.com/lejnev/iii/
    Из всех кораблей Второй эскадры флота Тихого океана, эскадренный броненосец "Императоръ Александръ III" выделялся не только конструктивными особенностями, которые я постарался отобразить при создании данной модели.
    На всех фотографиях броненосца очень заметно, что окрас его сильно отличался от всех своих собратьев своеобразным "блеском".
    Я позволил себе попробовать воссоздать эту его отличительную особенность при создании модели.
    Часть 9. Заключение.
    В заключении хочется выразить огромную благодарность всем тем участникам нашего Форума, которых не оставил равнодушными процесс создания данной модели.
    С Огромным Уважением ко всем Форумчанам
    Искренне Ваш Алексей Лежнев.

    «15» мая 1908 (по новому стилю «27» мая) в день очередной годовщины Цусимского сражения перед Николо-Богоявленским Морским собором в Санкт – Петербурге был торжественно открыт памятник погибшим героям броненосца «Император Александр III» .

    После панихиды по погибшим при Цусиме молившиеся в соборе собрались в сквере около еще покрытого пеленой памятника. Здесь были семьи, родственники и друзья погибших моряков, представители гвардейских полков. Царская фамилия была представлена вдовствующей императрицей Марией Федоровной и королевой эллинов Ольгой Константиновной. Были также сын и дочь Александра III - великий князь Михаил Александрович и великая княгиня Ольга Александровна.
    Матросы из гвардейского экипажа опоясали своим фронтом площадку вокруг памятника. Из собора вышел крестный ход во главе с настоятелем митрофорным протоиереем Кондратовым. Караул отдавал честь, музыка играла «Коль славен». Когда процессия подошла к памятнику, забили барабаны, с памятника спала пелена, диакон возгласил вечную память в море погибшим, и при тихом торжественном пении певчих императрица, королева и все присутствующие на площади опустились на колени. Потом к подножию обелиска возлагали цветы и венки.

    В №22 журнала «Нива» за 1908 год представлены фотографии с этой памятной церемонии. Фотограф - знаменитый Карл Булла .

    Хотя обелиск был посвящен именно экипажу броненосца «Александр III», но фактически (и это
    признаваемый всеми факт) это был памятник всем морякам - героям, павшим при Цусиме. Его так и стали называть неофициально «Цусимский обелиск». Это название сохранилось и до наших дней.
    Капитал для сооружения этого монумента собрал Гвардейский экипаж. Гранитный обелиск создали скульптор Артемий Лаврентьевич Обер (1843 - 1917) и архитектор Яков Иванович Филотей (1875 - 1920-е) по эскизу полковника Лейб-гвардии Преображенского полка князя Михаила Сергеевича Путятина (02.01.1861 - 24.05.1938), который начинал свою воинскую службу как морской офицер.

    В памятник была вделана круглая бронзовая доска со словами из Евангелия: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» .

    Еще одна круглая бронзовая доска указывает, что этот памятник Гвардейский экипаж установил «Героям броненосца «Император Александр III».

    На лицевой стороне памятника поставлена бронзовая доска с барельефом, изображающим броненосец «Александр III» в бою с разрывами снарядов вокруг него. Вверху надпись «14» мая 1905.
    На противоположной стороне прямоугольная бронзовая доска изображает географическую карту, на которой нанесен путь следования броненосца «Александр III» вокруг Африки к далекому Японскому морю. Семь месяцев понадобилось Второй Тихоокеанской эскадре, чтобы дойти от Балтики до Корейского пролива, в котором ее поджидала объединенная японская эскадра адмирала Того.

    Также на памятнике установлены бронзовые доски со списком некоторых из погибших членов экипажа броненосца.

    ЦУСИМА:
    Адмирал Того сосредоточил огонь пушек на ведущем корабле русской эскадры - флагмане «Суворов». Вскоре тот вышел из строя. Русский участник боя вспоминал:
    «И вот тогда-то на смену «Суворову» явился броненосец «Александр III», с именем которого навсегда останутся связаны наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы... На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага... Броненосец «Александр III» не выдержал наконец неприятельского натиска... видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб... Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении... Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Там, где был «Александр III», катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. ИЗ ПОЧТИ ДЕВЯТИСОТ ЧЕЛОВЕК ЭКИПАЖА БРОНЕНОСЦА НЕ ОСТАЛОСЬ В ЖИВЫХ НИ ОДНОГО… »

    Доски со списками экипажа и барельефы в годы советской власти были с памятника демонтированы и переплавлены, а имеющиеся сегодня - воссозданы по эскизам и фотографиям только в 1973 году (эту информацию я так и не смог нигде в сети подтвердить или опровергнуть).

    Использованы материалы:

    Картина художника Дмитрия Голубева. «Выстрел».
    (эскадренный броненосец «Император Александр III»).
    Полный список погибшего экипажа можно посмотреть