Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Однако об авторстве марки среди специалистов нет единого мнения. Так, одни считают автором шведа Габриеля Треффенберга, который еще в 1823 году предложил наносить на конверты цветной рисунок как подтверждение оплаты. Другим претендентом на авторство является англичанин Джеймс Чалмерс, который в 1834 году отпечатал в собственной типографии пробную партию марок, которые клеились на конверт. На них были надписи, соответствующие оплате, причем цена определялась весом письма, а не расстоянием, как тогда было принято. Однако его идея не смогла пересилить бюрократические преграды.

Первую в истории официальную марку почта получила благодаря англичанину Роуленду Хиллу. За три года он добился того, что 6 мая 1840 года выпустили тираж небольших прямоугольников черного цвета с изображенной на них королевой Викторией и достоинством в 1 пенни. Их прозвали «черными пенни». Вслед за ней появилась марка достоинством 2 пенни, только она была уже не черного цвета, а синего.

Сначала марки выпускались без зубцов. Они печатались листами, и во время продажи на почте, просто отрезались ножницами. Это было весьма неудобно и вызывало множество нареканий. Однажды почтовый работник Генри Арчер с помощью швейной машинки прострочил лист с марками в месте предполагаемого отрыва. Согнув его, он с небольшим усилием его разорвал. Воодушевившись успехом, Арчер использовал сначала сломанную углу, а позднее пресс с рядом таких игл. Так появилась перфорационная машина для марок. А печатать марки с зубцами начали в 1854 году.

История почтовых марок в России началась с 10 декабря 1857 года. Именно в этот день был выпущен первый ее экземпляр достоинством 10 копеек. На марке был изображен российский герб, как и на всех общероссийских марках, выпущенных до 1917 года.

После реформы 1864 года государственная почтовая служба России стала доставлять письма во все населенные пункты, а не только в города и уездные центры. Появившаяся земская почта имела особые почтовые марки, которые действовали наряду с государственными. Каждый из уездов выпускал собственные для обращения только на своей территории, причем по предписанию они должны были отличаться от общегосударственных почтовых марок. Все это привело к огромному множеству форм, размеров и рисунков земских марок: были выпущены овальные, ромбические и круглые, гигантские и маленькие и даже с отрывными корешками для гашения.

Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Сегодня Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны-эмитента.

Существует три подхода к коллекционированию почтовых марок. Первый - самый популярный и в то же время, в значительной степени элитарный, доступный немногим - это собирание коллекции редких и дорогих марок. За такими марками охотятся на аукционах, ищут у коллекционеров, составляют сложные цепочки обмена. Коллекционеры тратят массу времени и денег, чтобы заполучить вожделенную марку и пополнить свою коллекцию. Второй подход - это собирание марок на определенную тематику. То есть коллекционирование марок с определенными картинками, например, с бабочками, кошками, репродукциями картин художников и так далее и тому подобное. Третий подход не совсем самостоятелен, почтовая марка здесь лишается самоценности. Она становится средством, материалом: для работы, для вдохновения, для исследования и эксперимента. Собственно, приверженцев этого подхода, в строгом смысле слова, было бы неправильно назвать «коллекционерами», их интерес слишком расплывчат, а критерии определяются исключительно собственным вкусом.

Интерес коллекционеров редких дорогих марок всегда конкретен, они интересуются не просто марками как таковыми, но марками совершенно определенными. Традиционно это знаки почтовой оплаты Российской Империи, РСФСР и СССР (разумеется, если мы говорим только об отечественных марках), просто потому, что во все эти периоды при производстве марок довольно часто происходили различные сбои и нарушения - ошибки перфорации, цвета или способа печати. При производстве современных марок ошибки производства встречаются значительно реже, но бывает и такое. В этом случае коллекционер условно традиционного типа обращает своё внимание и на современные марки.

Сегодня у филателии репутация архаического хобби. Это что-то, принадлежащее туманному миру седой старины и пыльным пенсионерам. Особенно в нашей стране, где была разрушена некогда популярная система КЮФов (клубов юных филателистов) и не появилось культуры аукционов, которая процветает в большинстве европейских стран. Тем увлекательнее выглядит интерес некоторых представителей современного художественного и интеллектуального сообщества к филателии. Результат этого интереса может выражаться по-разному. Мы обозначим несколько популярных вариантов.

1. Интерес к дизайну марок как таковому, к художественной и чисто формальной форме марки. Малый формат и традиционная форма квадрата или прямоугольника бросают своего рода вызов для художественного мышления.

Сегодня ощутимое количество художников и дизайнеров занимаются изготовлением непосредственно самих марок и проектов марок. Приходится отметить, что практика участия дизайнеров и типографов в процессе создания официальных почтовых марок, характерна исключительно для европейских стран. Отечественные энтузиасты довольствуются личными проектами, к которым, к сожалению, почта россии не проявляет никакого интереса. В создании официальных почтовых марок участвовали такие известные дизайнеры как: Вим Кроувел (Голландия), Сиги Одс (Исландия), Ирма Бум (Нидерланды), Максим Франкут (Канада), Эйприл Грейман (США), Дэн Ферн (Dan Fern) (Великобритания), а также дизайн-студии и бюро: MUTI (Кейптаун, Южная Африка), The Stone Twins (Голландия), дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Великобритания), Thonik (Голландия), дизайнерская студия Озборн Росс (Великобритания).



Производство почтовых марок в России остается традиционно консервативным. Если вы откроете любой филателистический каталог, то в графе «художник» обнаружите одни и те же фамилии, которые не меняются десятилетиями. Большую часть почтовых марок СССР с 1930-х по 1970-е оформили художники И. Дубасов, В. Куприянов, Завьяловы, С. Поманский. Сейчас над рисунками марок работают художники В. Бельтюков и А. Федулов, делавшие марки еще в 1980-е.

В то же самое время художники и дизайнеры во всем мире обращаются к традиционному формату марки, осовременивают ее традиционную функцию и эстетику. Популярны опыты с минимализмом, наследием и опытом прошлого, стилизация. Примеры многочисленны: почтовые марки Киргизии от дизайнера Талгата Нурдинова, проект почтовой марки, посвященной 70-летию общественного транспорта в Вильнюсе от дизайнера Эрикаса Малисаускаса (Erikas Mališauskas), проекты Грега Кристмана (Greg Christman, Филадельфия), Ника Эванса (Nick Evans, Средний Запад), Эмира Айони (Emir Ayouni, Швеция), Андрея Гаргуля (Канада), Мартина Азамбуджи (Martin Azambuja, Уругвай), проект почтовых марок, посвященный первым животным-космонавтам от Эрика Мортенсена (Eric R. Mortensen), проект почтовых марок, вдохновленный работами Эль Лисицкого от дизайнера Бредли Колтера, перерисовка советских марок от графического дизайнера Андрея Хобба.



2. Часть художников рассматривает почтовую марку как возможность для эксперимента с новыми нетрадиционными материалами и техниками производства.

В 2014 году дизайнер Лукас Баста создал серию почтовых марок для Австрийской почты, напечатанных на 3d-принтере.

В 2008 году дизайнер Тоби Нг Квонг То (Toby Ng Kwong To) придумал марки из настоящего шоколада с тремя вкусами: горький, молочный и белый шоколад.

Голландское дизайнерское бюро Thonik в 2006 году ограниченным тиражом выпустило так называемые «марки-моргалки» с движущимися изображениями спортсменов-конькобежцев.

Издательский центр «Марка» в 2003 году выпустил серию «Дары природы». Пять марок с изображением фруктов (яблоко, земляника, груша, дыня, ананас) имели соответствующий запах и даже вкус.

«Bedford Post» - отель и ресторан, принадлежащие Ричарду Гиру. Местечко названо в честь Post Road - почтового пути на Восточном побережье США. Разработкой фирменного стиля заведения занималась известный графический дизайнер - Луиз Фили. В основу была положена почтовая марка с изображением дедушки хозяина заведения. Его портрет был перерисован со старой фотографии.

3. Еще один подход к филателии заключается в экспериментах не только с формальной стороной марки, но и с самой её функцией, с семиотикой марки. Марочный функционал расширяется, почтовая марка несет уже не только функцию средства оплаты или кусочка бумаги с красивой картинкой, но получает свою собственную абсолютно самостоятельную функцию, никак не зависящую от контекста. Чаще всего марка становится обособленным сообщением безотносительно отправки по почте и, более того, независимо от наличия адресата.

Буквально эта идея была реализована в 2013 году, когда дизайнер Алиса Карлотта создала серию марок для американской почты «Я > мое психическое заболевание», посвященную проблемам женщин с ментальными болезнями. Марки были частью большой социальной кампании, призванной рассказать о психических расстройствах и искоренить стигматизацию больных в обществе. На каждой почтовой марке было написано название психического заболевания: биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, послеродовая депрессия, посттравматический синдром, клиническая депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Когда вы отделяли марку от листа, под рисунком обнаруживалась история женщины, страдающей тем или иным заболеванием. Таким образом марки стали переносчиками конкретных посланий. Если традиционно марки были только средством для передачи сообщения (письма или текста на открытке), то здесь они стали самим носителем этого сообщения.

Из этой же серии - марки-трансформеры, которые можно собрать самому. То есть по сути создать свое собственное послание. Снова превратить марку не просто в средство, но и наполнить содержанием-сообщением. Показательный пример - марки от английского дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Johnson Banks). Серия состоит из почтовых марок с изображениями овощей и фруктов и набора наклеек, с помощью которых эти марки можно украсить по своему вкусу - создать рожицы или «смайлики» с различными эмоциями. То есть, создать своё личное послание, несущее совершенно определенную и понятную для отправителя нагрузку.

Нужно отметить, что попытки превратить марку в самоценное сообщение предпринимались и раньше. В 19 веке большой популярностью пользовался так называемый «язык почтовых марок» - различные способы размещения марки на конверте, ее расположение и угол наклона означали определенное послание. Правда, такая практика была ограничена сферой исключительно любовной переписки.

Российский дизайнер Дмитрий Штольц использовал идею почтовой марки для создания стикеров для мессенджера Телеграм. Он использовал не только формальную сторону удобства марки - её малый формат, но и символическое значение - марка наклеивалась на конверт, который потом отправлялся по почте, то есть передавал сообщение. Здесь же марка одновременно является и средством передачи сообщения и носителем самого этого сообщения и даже непосредственно самим сообщением, так как получатель получает только одну такую «марку» саму по себе, без конверта или открытки. Семиотически получилась абсолютная вещь в себе, сочетание всех трех способов существования и восприятия символа.

Дизайнер Алексей Ивановский использует форму марки похожим способом в своем инстаграме. Это буквально дневник, где зарисовки на какую-то тему помещаются в рамку (форму) почтовой марки. Марка одновременно и задает определенные рамки, то есть обозначает законченность, самостоятельность высказывания (как и рама картины) - всё содержание именно в этих границах, материальное содержание, сжатое и сконцентрированное именно в этих заданных границах. Изображение внутри, принужденное сжаться в формат почтовой марки (маленькой по определению) становится идеальным концентрированным высказыванием, при этом даже более насыщенным, чем текст, который сопровождает его.


Интерес к почтовой марке не может не вызывать радость у всех, кто имеет отношение к филателистическому миру. И приведенные выше примеры бесспорное доказательство того, что такой интерес существует.

В 2016 году британское издательство «Unit Editions» выпустило прекрасную книгу о графическом дизайне в почтовых марках «Graphic Stamps: The Miniature Beauty of Postage Stamps». Это по сути каталог почтовых марок из коллекций двух дизайнеров Iain Follett и Blair Thomson. Большинство марок коллекции из таких неочевидных стран вроде Болгарии, Перу, Чехословакии, Венесуэлы, что приятно, в дизайнерской коллекции есть марки и из Советского Союза.


Рассказ о редких марках, выпущенных в свое время в России и Советском союзе, которые сегодня стоят очень больших денег.

Известно, что первая почтовая марка в России была выпущена в свет 22 декабря 1857. Первая марка была беззубцовой, поскольку выписанная из Вены перфорационная машина пришла с опозданием и нуждалась в наладке. Внешний вид марки придумал старший гравер Экспедиции заготовления государственных бумаг Франц Михайлович Кеплер. На ней были изображены почтовые рожки, над которыми возвышался герб Российской империи, и надпись: "10 коп. за лотъ". Один лот был равен четырнадцати граммам письма. Если конверт весил больше, то и марок, соответственно, нужно было приобретать больше.

Рисунок первой государственной марки России в различных модификациях был популярен вплоть до 1923 года. Далее на смену почтовым знакам Российской империи пришли марки СССР. Некоторые из них сегодня стоят очень и очень дорого, представляя собой филателистическую редкость.

Мы расскажем вам о самых известных редких марках России и Советского союза.



«Тифлисская уника»

«Тифлисская марка» - очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) и Коджори в 1857 году. Срок выхода и символика позволяют говорить о «Тифлисской унике» как о первой российской марке.

Номинал - 6 копеек. На рисунке изображён герб Тифлиса, а над ним - двуглавый орёл с опущенными крыльями.

До Первой мировой войны было отыскано всего три экземпляра. 5 октября 2008 года на крупнейшем филателистическом аукционе David Feldman один из трёх известных в мире на тот момент экземпляров "Тифлисской уники", ранее принадлежавший Збигневу Микульскому, был продан за 480 тысяч евро.

По данным с официального сайта Национальной академии филателии России, в мире на данный момент известно всего пять экземпляров уникальной марки.



«Леваневский с надпечаткой»

«Леваневский с надпечаткой» - филателистическое название авиапочтовой марки СССР с портретом лётчика Леваневского и надпечаткой, выпущенной ограниченным тиражом в честь прерванного перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско (США).

Имеются редкие разновидности этой марки - со строчно́й буквой «ф» в слове «Сан-Франциско» - пять марок в листе (один ряд) с перевёрнутой надпечаткой (предположительно один лист) и перевёрнутая надпечатка со строчной буквой «ф» (предположительно пять штук).

Марка с надпечаткой была выпущена Наркомпочтелем 3 августа 1935 года к намечавшемуся полёту Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Василия Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско и предназначалась для оплаты почтовых отправлений на этом самолёте. В тот день действительно была предпринята попытка перелёта на расстояние 2 тысяч километров, однако она былa прерванa из-за неисправности мотора.

По некоторым данным[, перевёрнутую надпечатку сделали на нескольких марочных листах по специальному указанию наркома внутренних дел Генриха Ягоды, который был известен как филателист.

По имеющимся данным, «Леваневский с надпечаткой» хорошего качества в 1995 году стоил $150, со строчной «ф» - $250, с «перевёрткой» - $5000, со строчной «ф» на «перевёртке» - $15 000. В 2003 году «Леваневский с надпечаткой» хорошего качества стоил уже $350-400, со строчной «ф» - $500-600, с «перевёрткой» - $10 000, со строчной «ф» на «перевёртке» - $40 000-50 000.

В 2008 году марка с ошибкой была продана на аукционе Cherrystone в Нью-Йорке за $525 000.



"Рука с мечом, разрубающая цепь"

"Рука с мечом, разрубающая цепь" - первая почтовая марка РСФСР. Выпущена 25 октября (7 ноября) 1918 года.

Рука с мечом разрубает цепь на фоне солнечных лучей, а сверху надпись: "Россія". Марка существует в двух цветовых решениях: в синем (номинал 35 копеек) и в темно-коричневом (75 копеек).

Марка изготовлена по заказу Временного правительства. За основу была взята одна из трех специально нарисованных миниатюр Рихарда Зариныша.

"Рука с мечом" не получила широкое почтовое обращение. А потому гашеные марки встречаются гораздо реже чистых.

Эссе 1918 г. первой почтовой марки РСФСР «Рука с мечом, разрубающая цепь» номиналом 1 копейка, которая так и не была выпущена, оценивается в 12,5 тысяч долларов.



"Три жемчужины"

Почтовая марка Российской империи 17-го выпуска. Ее сделали в 1908 году для замены почтовых знаков 1889-1905 годов.

Свое название получила по трем "жемчужинам" (кружочкам) вместо положенных четырех, которые должны были быть расположены с левой и с правой стороны между рамкой с указанием номинала и орнаментом, что обрамляет центральный овал герба.



"Консульский полтинник"

«Консульскими» марками называют серию служебных авиапочтовых марок РСФСР. В 1922 году, после образования русского-немецкого общества воздушных сообщений «Дерулюфт», была открыта первая в РСФСР международная воздушная линия Москва - Кёнигсберг. Хотя самолёты общества доставляли только дипломатическую почту, его уставом была предусмотрена возможность пересылки и частной платной корреспонденции, оплачиваемой при отправке из Москвы советскими марками, а при отправке из Германии - немецкими.

Марки предполагалось использовались в качестве почтовых для франкировки служебной корреспонденции Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР и других советских организаций, отправляемой воздушной почтой в Москву. Так как этот выпуск был осуществлён без согласования с Наркомпочтелем РСФСР, инициатива дипломатического представительства не получила одобрения в Москве и, вскоре после прибытия в столицу первого авиарейса с почтой, был издан приказ об изъятии марок из обращения, а тираж был затребован в Москву.

«Консульский полтинник» - это марка консульской пошлины номиналом в 50 копеек с надпечаткой «Воздушная почта Р.С.Ф.С.Р. 1200 герм. марок». Это одна из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50-75 экземпляров. Одна такая марка была продана в 2008 году на аукционе Cherrystone за $63 250.



"Лимонка"

«Лимонка» - почтовая марка СССР из первого стандартного выпуска, которая была выпущена в 1925 году. В негашёном виде является довольно редкой почтовой маркой СССР. Известно до сотни экземпляров. При изготовлении марки перфорационный станок пришёл в негодность, в то время как остальные номиналы были напечатаны в полном объёме. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок, не дожидаясь допечатывания 15-копеечной марки. Вследствие того, что тираж «Лимонки» оказался очень малым, а данный выпуск предназначался для отправки в отдалённые регионы СССР, в которых было очень мало филателистов, практически все 15-копеечные марки были использованы по назначению, то есть погашены почтой. Стоимость марки составляет 15-20 тысяч долларов.



"Аспидно-синий дирижабль"

"Аспидка" - так филателисты называют редкую авиапочтовую марку из серии "Дирижаблестроение в СССР". На ней художник Василий Завьялов изобразил дирижабль над земным шаром. Марка была выпущена в мае 1931 года номиналом 50 копеек.

По проекту, она должна была быть темно-коричневого цвета. Однако часть тиража – три тысячи экземпляров – отпечатали черно-синей (аспидной) краской.

Самая редкая "Аспидка" - в беззубцовом варианте. Известно, что таких марок - всего 24 штуки.




"Будь героем!"

Почтовая марка, созданная по мотивам фотоплаката В.Корецкого и посвященная Великой Отечественной войне, была выпущена 12 августа 1941 года. Она считается раритетной так как в годы войны значительная часть тиража погибла на складе во время одной из бомбежек Москвы.

Приказом Министерства культуры СССР марка внесена в список редких почтовых марок и блоков, не подлежащих вывозу (пересылке) из СССР.




250 лет исторической Полтавской победы

Невыпущенная почтовая марка СССР 1959 года. На марке номиналом 40 копеек попавшие в плен шведские войска во главе с премьер-министром Карлом Пипером и фельдмаршалами складывают флаги перед Петром I. Тираж марки уже был изготовлен и готов к выпуску, однако в это время активизировались дипломатические отношения со Швецией. После визита премьер-министра Швеции Эрландера в СССР планировался ответный визит Хрущева в Швецию. В преддверии этой встречи приняли решение уничтожить тираж, дабы не обижать новых партнеров заострением внимания на таком неприятном для них событии, как поражение в Полтавской битве.

Официально почтовая марка продавалась несколько минут, после чего тираж изъяли и уничтожили. Сохранилось 40 марок. Известно, что они стоят примерно 10-20 тысяч долларов.



"Рейс мира и дружбы"

"Рейс Мира и Дружбы" в Данию, Швецию и Норвегию". Почта СССР 1964 г. 4коп. Является редкостью, так как марка не была выпущена, потому что запланированный визит Хрущева в Швецию так и не состоялся.

Экземпляр марки, попавший к коллекционерам, был продан в 2008 г. на аукционе "Cherrystone" за $28 750.

Ранние марки печатали тремя способами: это гравирование на меди или стали (краска как бы выдаётся над бумагой), типографский способ (на оборотной стороне марки появляются следы рельефа) и литографский способ (обе стороны марки гладкие).

В современности различают три способа печати, в зависимости от того, какими частями печатной формы краска переносится на бумагу - высокую, плоскую и глубокую печать. При высокой печати оригинал марки фотографируют через светофильтры (для каждой краски в отдельности) и растр, представляющий собой прозрачную пластину с сеткой тонких черных линий. В итоге получается растровое изображение, разбитое на множество точек. Растровое изображение копируется на металлическую пластину, покрытую светочувствительным слоем, которая подвергается химическому травлению кислотами, в результате чего образуются печатающие и пробельные элементы - получается печатная форма. При плоской печати печатающие и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Распространенный вид глубокой печати - металлография. Гравюра на металле дает наиболее четкий и завершенный рисунок, но это очень трудоемкий процесс. Зато такая марка - произведение искусства, как картина художника. Например, таким способом печатали в декабре 1973 года серию «Архитектурные памятники Прибалтики».

Чтобы марки не подделывали, стали применять различные способы защиты. Например, водяные знаки, также в бумажную массу вкладываются длинные шелковые нити (так называемая дикинсоновская бумага) или маленькие разноцветные шелковые нитки. Позже стали употреблять гофраж - с помощью пресса на марке выдавливали значок таким образом, что бумага пробивалась насквозь, краска проходила через нарезы бумаги и штемпель не мог быть удален. На некоторых марках делали мелкие пометки, которые видны только под микроскопом. Кроме того, употребляли такие краски, которые при соприкосновении с жидкостью смывались.


Традиционной формой с давних времен считается горизонтальный или же вертикальный прямоугольник. Однако известны и другие. Например, квадрат. Такими были первые марки Баварии («Чёрная единица», 1849 год) и Саксонии («Саксонская тройка», 1850 год). Эта форма широко использовалась и в Советском Союзе. Серия в честь Всемирной спартакиады (1935 года) имеет форму квадрата, стоящего на вершине. Также есть треугольные марки, марки в форме ромба, трапеции, овала. Круглыми были марки, выпущенные в 1973 году в Бутане . Это настоящие граммпластинки, которые содержат традиционные народные песни и устный рассказ о королевстве – как на английском, так и на бутанском языке.


А в 2008 году в честь европейского турнира по футболу в Австрии выпустили первую в мире марку, сделанную из материала футбольного мяча. Интересно, что в некоторых странах используют свободную форму. Например, марка может повторять форму карты государства (Сьерра-Леоне , 1964), кокосового ореха (Тонга ), банана (Тонга), очертаний Гибралтар ской скалы (Гибралтар).


Материал

Здесь тоже есть множество вариаций. Стандартной является белая (мелованная) бумага. Однако встречаются марки из папиросной бумаги, папируса (такие были в Египте ), шелка (Бутан и Монголия ), алюминия (Венгрия ), золота, стали, меди, дерева, ткани и даже шоколада!


Были даже марки на оборотной стороне недопечатанных рублей Рижского Совета - Латвия , оборотной стороне топографических карт - Латвия, оборотной стороне неразрезанных листов керенок, различных этикеток товаров и даже на линованной тетрадной бумаге - во время Гражданской войны.


При изготовлении марок раньше использовали гуммиарабик, а также раствор декстрина; в настоящее время употребляются синтетические клеевые составы (клей ПВА). Некоторые марки даже делают с добавлением сахарина и других улучшающих вкус компонентов, чтобы привлечь покупателей. Например, в 1960-х годах во Франции были выпущены так называемые «вкусные» марки, где в клей добавлялись лимонный сок, мята, ванилин. И даже была выпущена марка с добавкой перца. Сейчас же распространение получили самоклеящиеся марки.


1. П ервая в России Ровно 156 лет назад Почтовый департамент Российской империи издал циркуляр «О введении почтовых марок для всеобщего пользования», благодаря которому на свет появилась первая российская почтовая марка.

Напечатанная на белой жёсткой бумаге ручного производства, она была небольшого размера (2х2,7 см) и без привычных для нас зубцов. На этом специальном знаке почтовой оплаты был изображен герб Почтового департамента - белый двуглавый орел с почтовыми рожками. Старший гравер Экспедиции Заготовления государственных бумаг Франц Кеплер вписал его в синий овал, который в свою очередь был опоясан коричневым ободом с надписями, указывающими на то, что это «почтовая марка», которая стоит «10 коп. за лотъ», то есть 10 копеек за 13 граммов. К слову, лот - дометрическая единица измерения веса России в 18-20 веках при определении платы за почтовые услуги - составлял 12,797251191395300 граммов.

На фотографии изображен первый лист циркуляра № 3 "О почтовых марках". Эта марка, напечатанная 22 декабря 1857 года, официально вошла в обиход 1 января 1858 года. Интересно, что работа по подготовке к выпуску марок началась восемью годами раньше, а предложенные в 1856 году пробные экземпляры круглой формы с изображением государственного герба и головой древнегреческого бога Меркурия были отклонены. Тираж первой марки России составил три миллиона экземпляров. Сегодня филателисты могут приобрести гашенную марку за 300-700 долларов, а чистую - за 12-20 тысяч долларов.

«Тифлисская уника» - вторая марка, претендующая на звание первой российской марки. По разным версиям, она была выпущена для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) в ноябре, декабре или июне 1857 года. На ней изображен герб Тифлиса с двуглавым орлом. 2. Первая в мире «Черный пенни» (Penny Black) - первая в мире марка, вошедшая в почтовое обращение. Она была выпущена 6 мая 1840 года в Англии. На миниатюрной беззубцовой марке номиналом в один пенни был изображен профиль королевы Виктории на черном фоне. Своим появлением она обязана англичанину сэру Роланду Хиллу, который стал в последствии главным почтмейстером Британии. Наслышанный о всех проблемах и недостатках почтовой системы от своей матери, работающей на почте, Хилл тремя годами ранее (1837) издал брошюру под названием «Post Office Reform» («Реформа почтового ведомства»). Этот памфлет произвел настоящую революцию в почтовом деле. Роланду принадлежит идея единого почтового тарифа (один пенс на доставку всех писем весом до 7 граммов), который был бы удобен для всех. Таким способом оплаты почтовой корреспонденции стала марка - знак с указанием цены услуги, наклеивающийся на конверт.

Для воплощения идеи потребовалось три года. Среди 2700 вариантов, предложенных на конкурс проектов первой почтовой марки, был выбран вариант Чарльза и Фредерика Хит с Генри Коулом. Вскоре идею наклеивать этикетку на конверт подхватили и другие страны мира: в 1842 году ее ввели в Нью-Йорке, в 1843-м - в Бразилии и в швейцарских городах Цюрихе и Женеве, в 1845 году - на острове Маврикий. Всего было выпущено больше 68 миллионов «Черных пенни». В 2009 году на аукционе Сотбис негашеную марку приобрели за 20 625 фунтов. 3. Перевернутая марка История показывает, что марки с дефектами часто становятся самыми дорогими и раритетными. Так было с «Сицилийской ошибкой цвета», «Розовым Маврикием» и «Баденской ошибкой цвета». Одной из самых известных марок считается «Перевернутая Дженни» (Inverted Jenny). Она была напечатана в 1918 году в честь открытия регулярных почтовых перевозок по воздуху.


Фотография US Post Office. Стоит отметить, что марка была не дешевой - она стоила 24 цента, в то время как цена пересылки почты первого класса составляла 3 цента. Но дороговизна не повлияла на качество выпускаемой клейкой этикетки. Эта авиапочтовая марка печаталась в спешке, а, как известно, поспешишь - людей насмешишь. Так как каждый лист дважды пропускался через печатный станок, без ошибок не обошлось. Так, изображение выбранного для перевозки почты биплана «Дженни» (Curtiss JN-4 Jenny) было напечатано вверх ногами относительно текста. Но не все бракованные марки были уничтожены. Один лист, состоящий из ста марок, чудом попал в продажу. В 2005 году квартблок (4 марки) «Перевернутая Дженни» был куплен за 2 970 000 долларов на аукционе Сигела. 4. Самая дорогая в мире Почтовая марка «Святой Грааль» («Z Grill»), выпущенная в 1868 году номиналом в 1 цент, считается одной из самых дорогих и редких в мире. Дело в том, что в мире насчитывают всего два экземпляра этой сине-белой марки, на которой изображен отец-основатель и первый почтмейстер США Бенджамин Франклин. Первый экземпляр марки находится в Нью-Йоркской публичной библиотеке, которая получила ее в дар в 1925 году вместе со всей коллекцией от адвоката Бенджамина Миллера - первого филателиста, собравшего полную коллекцию почтовых марок США. За вторую в 1975 году заплатили больше 42 тысяч долларов, через два года она стоила 90 тысяч долларов (на аукционе Сотбис приобретена компанией «Superior Stamp & Coin Company»), в 1986 году - рекордные на то время 418 тысяч долларов (приобрел Роберт Зойльнер), в 1998 году - 935 тысяч долларов (приобрел Президент крупной филателистической фирмы «Mystic Stamp Company» Дональд Сандмен на аукционе Роберта Сигела). Она же в 2005 году была куплена известным американским коллекционером Биллом Гроссом за 2,97 млн. долларов! Если более точно, ее обменяли на квартблок «Перевернутая Дженни», которая за две недели до этого была куплена за рекордную для филателистической продукции цену.

Покупка «Святого Грааля» сделала Билла Гросса обладателем единственной полной коллекции почтовых марок США 19-го века. Эта редкая марка была изготовлена способом вафелирования, при котором бумага прессовалась с помощью специального устройства с крохотными выступами. Бесцветные добавки, впрессованные в бумагу, способствовали глубокому проникновению штемпельной краски и, соответственно, препятствовали смыванию чернил. Так, повторно использовать марку после ее гашения стало практически невозможным. Такой способ изготовления марок возник во второй половине 19 столетия. В результате вафелирования на реверсе марки появлялась прямоугольная решетка с маленькими вдавленными точками (grill). Типы вафелирования принято обозначать латинскими буквами от A до J и Z. Марка «Святой Грааль» относится к типу «Z Grill» - самой редкой разновидности. 5. Самая дорогая желтая марка в мире 2,3 миллиона долларов стоит бракованная марка, выпущенная в 1855 году номиналом 3 скиллинга банко. Дело в том, что в первом выпуске почтовых марок Швеции, которые были окрашены в зеленый цвет, затесалась одна желтая, получившая название «Желтый трехскиллинговик» (Treskilling Yellow). Однако со временем этот цветовой недостаток превратился в достоинство. Сегодня эту типографическую ошибку вовсе не считают дефектом, а высоко ценят в узких кругах филателистов. Эту марку, выпущенную в единственном экземпляре, также называют «Шведским уникумом».

На аукционе Д.Фельдмана в 1996 году марка была продана за рекордную цену в 2,3 миллиона долларов. В 2010 году на аукционе в Швейцарии ее перекупили неизвестные лица за неизвестную сумму, которая, как утверждают авторитетные источники, была выше, чем в 1996 году. Спустя 30 лет после выпуска она была случайно обнаружена 14-летним Георгом Вильгельмом Бакманом. Вероятно, шведский школьник перебирал старые письма, доставшиеся ему от бабушки с дедушкой. В 1886 году он продал желтую этикетку с изображением герба Швеции торговцу марками Генриху Лихтенштейну за приличные для тех времен 7 крон. Так началась длинная история скитания «Желтого трехскиллинговика», который успел побывать в руках и румынского короля Кэрола II, и одного из известнейших коллекционеров Филиппа фон Феррари. К слову, господин Феррари (1859-1917) был обладателем и другого раритета - «Британской Гвианы», о которой дальше пойдет речь. 6. Пурпурная принцесса «Британская Розовая Гвиана» (British Guiana 1¢ magenta) номиналом в 1 цент имеет необычную для марки форму восьмиугольника. Она была выпущена ограниченным тиражом в 1856 году в Британской Гвиане (ныне Гайана). Примечательно, что своим появлением она обязана случаю, а именно опозданию корабля из Великобритании, который должен был снабдить колонию почтовыми марками. Не дождавшись его, местный почтмейстер Дальтон отпечатал серию из трех марок, среди которых была и «Британская Розовая Гвиана». Сегодня она существует в единичном экземпляре, две другие - красная и синяя марки номиналом в 4 цента - не сохранились. Коллекционеры негласно прозвали ее «Принцессой филателии».


«Британская Розовая Гвиана» была напечатана на красной бумаге черными чернилами. На ней изображена трехмачтовая шхуна, над которой написан девиз «Даём и надеемся получить» (Damus Petimus Que Vicissim). На ней красуется автограф почтмейстера Э.Уайта. В 1873 году 12-летний шотландский школьник Вернон Воган, который проживал в гайанском городке Демерар, отклеил красно-черную этикетку с найденного у дяди конверта и продал ее за 6 шиллингов соседу. Через пять лет «Британская Гвиана» добралась до Европы, где переходила из рук в руки, пока в 1980 году не была продана за 935 000 долларов американскому миллиардеру Джону Дюпону.