Структура МВД России, схема которой состоит из нескольких уровней, формируется таким образом, чтобы реализация функций этого института осуществлялась максимально эффективно. К основным задачам системы относятся разработка и выполнение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних, в том числе миграционных, дел. Рассмотрим далее, что собой представляет структура МВД России. Схема расположения ее элементов, задачи и функции, которые исполняет система, - далее в статье.

Общие сведения

Из каких элементов состоит структура МВД? Схема включает в себя:

  1. Главные управления по федеральным округам.
  2. Министерства ВД республик.
  3. Главные управления иных субъектов страны, в том числе городов федерального значения.
  4. Отделы ВД на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
  5. Управления в административно-территориальных образованиях закрытого типа, режимных и особо важных объектах.
  6. Воинские части и соединения ВС.
  7. Представительства за рубежом.
  8. Прочие организации и штабные подразделения МВД, сформированные в порядке, определенном законодательством для реализации соответствующих задач.

Ключевые принципы

Они оказывают влияние на порядок, в соответствии с которым формируется структура МВД. Схема расположения элементов института обеспечивает постоянное внутреннее взаимодействие. Это, в свою очередь, способствует наиболее эффективной реализации поставленных задач. Структура МВД РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

  1. Соблюдения и уважения свобод и прав личности и гражданина.
  2. Гуманизма.
  3. Законности.
  4. Сочетания негласных и гласных средств и методов.
  5. Взаимодействия с государственными, региональными системами власти, местными органами, общественными организациями и представительствами зарубежных стран.

Задачи

Структура МВД РФ сформирована для:

  1. Разработки и реализации стратегии в рамках общей государственной внутренней политики.
  2. Совершенствования нормативного регулирования.
  3. Обеспечения защиты свобод и прав личности и гражданина в рамках своих полномочий.
  4. Предупреждения, выявления, пресечения правонарушений административного характера.
  5. Обеспечения охраны правопорядка, безопасности движения на дорогах.
  6. Осуществления контроля над оборотом оружия.
  7. Государственной защиты имущества.
  8. Управления ОВД, внутренними войсками, организации их работы.

Характеристика института

Понятие "внутренние дела" страны можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В перовом случае они предполагают работу органов госвласти в политической, социальной, экономической и прочих сферах жизни страны. В узком смысле под внутренними делами понимают обеспечение общественного порядка, безопасности граждан, охрану существующих форм собственности, борьбу с преступностью. Структура МВД - федеральный исполнительный институт власти. Он находится в подчинении президенту по вопросам, которые отнесены к его ведению, а также правительству страны. В своей деятельности институт руководствуется конституционными положениями, нормами иных законов, указами, распоряжениями высших органов власти, общепризнанными принципами, международными договорами. Ключевым актом, определяющим порядок, по которому формируется организационная структура МВД, ее задачи, полномочия и функции, выступает Положение о Министерстве ВД.

Руководящий состав

Структура МВД включает в себя высших должностных лиц. Ими выступают министр, первый и другие заместители. Указанные лица назначаются на посты и освобождаются от должностей по представлению правительства президентом страны. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач, которые выполняет структура МВД. Руководство сферой внутренних дел осуществляется непосредственно и централизованно. Последнее представляет собой управляющее влияние на само министерство, ГУ МВД и региональные управления и через них - на районные и городские отделы. Непосредственное руководство и координация деятельности осуществляются в отношении органов, служб, находящихся в подчинении. К ним, в частности, относятся органы ВД на транспорте, научно-исследовательские учреждения, окружные управления военного и материально-технического снабжения, прочие подразделения МВД РФ.

Основные направления работы

Руководствуясь объективными законами развития общества, учитывая экономическую и социальную, а также криминогенную обстановку в стране, можно сказать, что структура МВД состоит из органов:

  1. Определяющих стратегию работы всего института в целом и отдельных его элементов в частности.
  2. Реализующих мероприятия, направленные на совершенствование нормативной основы, организационной структуры, кадровой деятельности, исследования, обобщения и использования научных рекомендаций и передового опыта.
  3. Разрабатывающих методику несения службы.
  4. Анализирующих оперативную обстановку и прогнозирующих ее состояние.
  5. Разрабатывающих мероприятия превентивного (предупреждающего) характера.
  6. Обеспечивающих координацию работы органов ВД, служб и отделов.

Штатная численность

Как и структура института, она утверждается президентом. В частности, Указом главы страны от 19.07.2004 г. допускается иметь в министерстве двух замминистра, один из которых может являться первым заместителем. Также разрешено формировать до 15 департаментов, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям, Следственный комитет, а также Главное командование ВД. Изменение структуры МВД также находится в ведении президента. Более детальный состав и штатное расписание для каждого управления и пр., положения о департаментах и прочих элементах системы утверждаются в приказах министра.

Центральный аппарат

Он имеет ключевое значение в сфере управления системой. Центральный аппарат осуществляет выработку основных направлений работы всех элементов министерства. Здесь же формируются основные звенья системы, определяются их цели и задачи, а также пути их достижения и реализации. В соответствии с приказом министра ВД № 730 от 10.11.2004 г., структура МВД образуется следующими департаментами:

  1. Административным.
  2. Госзащиты имущества.
  3. Кадрового обеспечения.
  4. Обеспечения безопасности на дорогах.
  5. По борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
  6. Обеспечения правопорядка на режимных и закрытых объектах.
  7. Собственной безопасности.
  8. Обеспечения правопорядка на транспорте.
  9. Тыла.
  10. По охране общественного порядка.
  11. Уголовного розыска.
  12. Экономической безопасности.
  13. Организационно-инспекторский.
  14. Правовой.
  15. Финансово-экономический.

МВД выступает в качестве юридического лица. Организация имеет печать, на которой изображен государственный герб и ее наименование.

Структура ГУ МВД

Формирование президентом федеральных округов вызвало преобразования во всей системе исполнительной власти. Реформы, соответственно, повлекли изменение структуры МВД. № 644 от 4.06.2001 г., в частности, определено, что окружными отделениями министерства являются Главные управления по ФО. Глава страны определил, что основными задачами ГУ МВД выступают:

  1. Контроль, анализ и координация работы органов ВД в соответствующих округах.
  2. Организация работы ОВД по борьбе с преступностью, носящей организованный и межрегиональных характер.
  3. Обеспечение взаимодействия органов ВД с Главы государства в соответствующих округах.

Министр указа президента утвердил положения, в соответствии с которым установлена структура подразделений МВД в каждом ФО.

Системные элементы Главных управлений

Структура подразделений МВД включает в себя руководящий аппарат. В него входят начальник управления и сформированные при нем:

  1. Секретариат.
  2. Группа взаимодействия с Министерством ВД.
  3. Пресс-служба.
  4. Группа юридического обеспечения.
  5. Отдел кадров.

Административный аппарат

Начальнику Главного управления разрешено иметь 3 заместителя. Первому подчиняются следующие подразделения МВД по ФО:

  1. По координации анализа.
  2. По взаимодействию с общественными организациями и органами власти.
  3. По контролю и взаимодействию с ОВД.

В состав включены также:

  1. Организационно-плановый отдел.
  2. Дежурная часть.
  3. Информационно-аналитический отдел.

Второй заместитель является начальником оперативно-разыскной службы. Ему подчиняются отделы:

  1. Анализа и информации.
  2. По противодействию межрегиональным преступным группам.
  3. По борьбе с террористическими проявлениями и похищениями людей.
  4. По противодействию экономическим преступлениям.

Третий заместитель - замначальника по тылу. Он отвечает за деятельность отделов хозяйственного, финансово-экономического и материально-технического обеспечения, автохозяйство и комендантское отделение.

Важный момент

Кандидаты на руководящие должности Главных управлений ВД по ФО утверждаются по представлению министра президентом страны. Аналогичный порядок действует и в отношении процедуры снятия с постов. Формирование ГУ осуществляется в рамках общей численности штата органов ВД.

Городские и районные органы

Осуществляя свою деятельность, каждый линейный отдел руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и прочими отраслевыми нормативными актами региональных органов госвласти, местного самоуправления и прочими документами. Функции районных и городских органов выступают как основные направления их работы. Реализуя их, они обеспечивают решение задач, возложенных на систему ВД. В структуру подразделений входят:

  1. Начальник и его заместители.
  2. Службы, осуществляющие обеспечивающие и основные функции.
  3. Штаб, выполняющий задачи по управлению.

Последний осуществляет сбор и обобщение сведений о состоянии оперативной обстановки в пределах подведомственной территории, подготовку проектов планов работы, административных решений, контроль исполнения законодательных положений и ведомственных актов. Отраслевые функции выполняют:

  1. Криминальная полиция МВД России.
  2. Уголовный розыск.
  3. Служба по противодействию экономическим преступлениям.
  4. ГИБДД.
  5. Служба по лицензионно-разрешительной работе и контролю осуществления охранной и частной детективной деятельности.
  6. Подразделения общественной безопасности.
  7. Службы обеспечения и координации деятельности уполномоченных участковых.

В качестве самостоятельных служб выступают следственные отделения. Функции обеспечения возлагаются на кадровые, обслуживающие и тыловые группы, техническое отделение, финансовую часть. При ОВД формируется служба вневедомственной охраны. Она выступает в качестве юридического лица и имеет собственную печать с государственным гербом, расчетный счет в банковской организации, самостоятельный баланс.

Полномочия министерства

В ведении МВД находится:

  1. Формирование ключевых направлений реализации госполитики в сфере миграции, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.
  2. Разработка и представление правительству и президенту проектов ФЗ, актов и прочих документов, для которых необходимо соответствующее утверждение.
  3. Принятие решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
  4. Определение основных направлений работы ОВД и внутренних войск, координирование их деятельности.
  5. Обобщение практики применения законодательных положений, выполнение анализа реализации госполитики, разработка мер по повышению эффективности функционирования системы МВД.
  6. Участие в создании целевых федеральных программ в рамках своей компетенции.
  7. Подготовка проектов отзывов и заключений на законодательные и прочие нормативные акты.
  8. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы охраны порядка на территории страны.

Практическая деятельность

МВД организует и выполняет в соответствии с правилами, установленными законодательством:

  1. Производство предварительного следствия и дознания.
  2. Оперативно-розыскную деятельность.
  3. Розыск похищенного имущества и лиц.
  4. Экспертно-криминалистическую деятельность.
  5. Контроль оборота служебного и гражданского оружия, сохранности и технического состояния огнестрельных средств, находящихся во временном использовании у юрлиц, выполняющих особые уставные задачи, соблюдения положений соответствующего законодательства.
  6. Лицензирование определенной категории деятельности.
  7. Выдачу разрешений на приобретение, ношение, хранение и использование оружия и патронов, их транспортировку, ввоз на территорию страны и вывоз с нее.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности.
  9. Выдачу разрешений на транспортировку всеми видами транспорта взрывчатых веществ промышленного использования.
  10. Охрану режимных и особо важных объектов, специальных грузов, имущества организаций и граждан по договорам, и дипломатических представительств на территории страны.
  11. Организацию производства по административным делам, отнесенным к компетенции МВД.
  12. Обеспечение госзащиты судей, служащих контролирующих и безопасность участников разбирательств по уголовным делам и их близких.
  13. Выполнение дактилоскопической регистрации.
  14. Обеспечение режима военного и чрезвычайного положений при их введении на территории страны либо в ее отдельных районах, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
  15. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, контроль и координация работы ФМС в данной сфере.
  16. Участие в территориальной обороне России при взаимодействии с ВС, иными войсками и формированиями, осуществляющими защиту государства.
  17. Обеспечение исполнения мероприятий по ГО, повышению устойчивости функционирования органов ВД, ФМС и внутренних войск в режиме военного времени, а также в случае возникновения ЧС.
  18. Участие в обеспечении выполнения гражданами установленной для них воинской обязанности, организация и ведение учета военнообязанных субъектов в установленном порядке.
  19. Организация специальных перевозок в пределах России в интересах ОВД, на основании постановлений правительства и межведомственных соглашений.
  20. Участие в работе по стандартизации, сертификации и метрологии.
  21. Обеспечение выполнения статистических наблюдений в соответствии с официальной методологией.
  22. Организация кадровой работы, переподготовки, подготовки, повышения квалификации, стажировки служащих, разработка и реализация мер по социальной и юридической защите сотрудников.
  23. Выработка и реализация лечебных, профилактических, оздоровительных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья должностных лиц и их родственников, пенсионеров системы ФМС и МВД, а также прочих лиц, обеспечение которых находится в ведении министерства.

Обслуживающие функции

В полномочия МВД входит обеспечение:

  1. ОВД и внутренних войск специальной, боевой и шифровальной техникой, боеприпасами, вооружением, прочими материально-техническими средствами, финансированием за счет средств федерального бюджета.
  2. Проведения конкурсов и заключения госконтрактов на размещение заказов по производству работ, предоставлению услуг и поставки товаров для нужд системы МВД.
  3. Внедрения научно-технических разработок, положительного опыта в работу ОВД и внутренних войск, развития автоматизированного управления и связи.

Министерство разрабатывает и осуществляет меры по развитию и укреплению материально-технического обеспечения органов ВД, внутренних войск, участвует в организации и совершенствовании снабжения ФМС. МВД может реализовывать и иные функции, если они предусматриваются положениями конституционных и прочих федеральных законов, актами правительства и президента страны. Контроль деятельности управлений осуществляется министерствами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов/областей, а также органами, входящими в систему местной власти в рамках полномочий, предоставленных им законодательством. Начальники и заместители отделов несут индивидуальную ответственность за их деятельность. За нарушения предписаний законодательства, положений регламентов и инструкций предусматриваются дисциплинарные, административные или уголовные наказания.

МВД относится к органам исполнительной власти, сотрудники ведомства осуществляют правоохранительную деятельность, следят и предотвращают преступления разного характера, а с недавнего времени также ведут контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ в России. Структура включает военизированные и гражданские ведомства, руководителем является министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев.

Общая информация

Финансирование структуры происходит из бюджета. С 2010 года количество сотрудников постоянно уменьшалось, на сегодня численность штата МВД - чуть больше 1 млн человек. Несколько лет назад была проведена масштабная реформа по преобразованию системы. Была практически полностью изменена концепция, из милиции структура была переименована в полицию, поменялись должностные обязанности и права, были уволены десятки тысяч сотрудников. Благодаря сокращениям были значительно повышены оклады, поменялись условия принятия на службу. Реформа подняла престижность работы в рядах МВД.

С 2016 года в структуру были включены упразднённые ведомства по борьбе с наркотиками, а также Миграционная служба. Все сотрудники из расформированных органов перешли в МВД. Руководство деятельностью всей системы и конкретно министра РФ осуществляет Президент РФ В. В. Путин.

Вид деятельности

МВД - военизированная структура, задачи и функции которой определяются Конституцией РФ, Уголовным кодексом и соответствующими федеральными законами. Принципы деятельности сотрудников МВД:

  • защита жизни, здоровья, прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации;
  • обеспечение правопорядка и безопасности и контроль над соблюдением законов;
  • защита общества и государства от противоправных действий;
  • осуществление нормативно-правового регулирования;
  • организация работы в сфере внутренних дел, а также вопросов, связанных с миграцией;
  • разработка стратегии государственной политики в сфере осуществления правопорядка;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • выполнение функций по выявление и предотвращение подобных случаев;
  • обеспечение экономической безопасности на региональном и федеральном уровне.

Министр МВД Колокольцев совместно с руководителями других ведомств и силовых структур регулярно организует мероприятия по поиску, профилактике и предотвращению действий террористического характера.

Реформа

Преобразования в МВД начались в 2009 году, целью реформы было увеличение эффективности работы исполнительного органа власти, а также поднятие престижа структуры в обществе. Причиной послужили всевозможные скандалы, связанные с сотрудниками милиции, в том числе убийства, взятки, вымогательства и т. д. В тот период министром внутренних дел РФ был Рашид Нургалиев, он и озвучили основные направления реформы:

  • сокращение численности сотрудников на 20%;
  • увеличение зарплат и стимулирующих выплат аттестованным сотрудникам;
  • оптимизация некоторых учебных заведений;
  • изменение правил отбора кандидатов.

В период с 2009 по 2011 год прошла масштабная переаттестация сотрудников МВД. По задумке, в рядах ведомства должны были остаться только самые достойные люди, прошедшие строгий отбор по физиологическим и психологическим критериям. В итоге на местах преобразования оправдали себя не полностью, взяточничество и родственные связи существуют в органах и сейчас. Кроме того, так и остался без изменений подход к оценке работы, так называемой палочной системы.

Руководство

Министр внутренних дел Российской Федерации назначается и освобождается от занимаемой должности президентом РФ. Министр имеет трех заместителей, первый зам. - Горовой Александр Вадимович, статс-секретарь - Зубов Игорь Николаевич и Ваничкин Михаил Георгиевич. Резиденция всех высших руководителей находится в Москве.

Министр МВД России Колокольцев находится в должности с 2012 года, в том же году ему было присвоено звание генерала полиции. Под его руководством при министерстве действует Общественный совет, в его состав входят деятели искусств, а также работники различных сфер. В их компетенцию входят следующие задачи:

  • рассматривать обращения граждан о нарушении их прав и свобод, следить за их дальнейшей судьбой;
  • организовывать проверки различных подразделений Министерства внутренних дел на предмет соблюдения прав и свобод граждан;
  • участвовать на правах наблюдателя при приеме граждан любым должностным лицом;
  • присутствовать в качестве независимых наблюдателей на политических или общественных собраниях.

Финансируется не из бюджетных сфер. Под надзором Общественного совета сегодня находятся проекты по повышению безопасности на дорогах, а также по противодействию коррупции. Среди известных членов можно назвать Сергея Безрукова, Людмилу Алексееву, Артема Михалкова, Эдуарда Петрова. Председателем является адвокат Анатолий Кучерин.

Биография Владимира Колокольцева

Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 года в небольшом селе Пензенской области. После окончания школы он некоторое время работал на заводе водителем и машинистом. В армии проходил службу на границе с Афганистаном. После окончания срочной службы поступил в ряды внутренних дел по обеспечению безопасности дипломатических представительств в Москве. Спустя уже два года, был назначен командиром взвода ППС УВД Гагаринского района.

После получения образования в Высшем политическом училище г. Москвы Колокольцев работал оперуполномоченным в уголовном розыске в районе Кунцево. С 1994 года будущий переживает взлёт карьеры. Он становится сначала старшим оперуполномоченным угрозыска, позже начальником отделения милиции и начальником отдела уголовного розыска.

С 2009 года Президент назначил Колокольцева начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве, заменив печально известного Пронина, подчиненный которого, устроил стрельбу по людям в супермаркете.

Деятельность на посту главы МВД

На должность министра ВД Колокольцев был назначен в 2012 году. Президент доверил ему дальнейшее преобразование структуры. К этому времени стало понятно, что реформа не оправдала ожиданий, из системы ушло более 20% квалифицированных сотрудников. Большинство из них - это молодые и дееспособные люди. Кадровая деятельность стала основным и приоритетным направлением работы нового министра. В первую очередь ушли три первых заместителя, их Колокольцев обвинил в провале реформы.

Во время его руководства был проведен ряд крупных антикоррупционных мероприятий, среди которых арест и обвинения в адрес влиятельных должностных лиц. Это дело Оборонсервиса и бывшего министра Вооруженных сил Сердюкова, задержание Алексея Улюкаева, а также обвинения в адрес мэра Ярославля Евгения Урлашова, губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, губернатора Кировской области Никиты Белых и т. д.

Критика

Некоторые общественные деятели и политики обвиняют министра внутренних дел России в излишнем стремлении к появлению громких и резонансных антикоррупционных дел. И связывают такое рвение с личным указанием президента, желанием показать народу, что борьба со взяточниками ведется активными темпами.

Много вопросов вызвало заявление Владимира Колокольцева в феврале 2013 года в эфире программы «Сегодня». Министр жестко высказался насчет предшествующих событий: похищения и убийства детей в разных регионах страны. Колокольцев прямо заявил, что как человек, а не как сотрудник правоохранительных органов он выступает за возвращение смертной казни. Министр МВД РФ Колокольцев за свое утверждение сразу же подвергся жесткой критике. Особенно сильное возмущение высказывали оппозиционные партии. Но многие обычные граждане поддержали его позицию.

Скандал

За все время работы Колокольцева в правоохранительных органах он не был замешан ни в каких порочащих ситуациях. Потому особый скандальный интерес вызвало расследование журналистов, в котором утверждалось, что диссертация министра, за которую он получил докторское звание, имела много заимствований. Нашли более 4 параллелей с другими работами на подобную тематику, причем даже с диссертацией Виктора Иванова, бывшего главы ФСКН России.

Правила обращения

Чтобы попасть на прием к министру внутренних дел Российской Федерации, необходимо иметь вескую и обоснованную причину. Узнать подробности можно по телефону общественной приёмной МВД в Москве. Запись происходит заблаговременно, обычно прием идет не более 10-20 минут, многие вопросы можно решить с заместителями министра.

Врио министра Демидов А. Ю. ведет прием ежедневно в 17-20, запись на посещение ведется с 10 до 11 часов по телефону приемной. Заместитель министра, начальник Главного управления Михайлов В. Н. принимает граждан в 09-20, запись тоже по телефону. График посещений и время обновляется каждый месяц на официальном портале МВД.

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.

Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основные принципы деятельности

Деятельность системы ОВД построена на принципах:

  1. Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  2. Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
  3. Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
  4. Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
  5. Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
  6. Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
  7. Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Важно! Характерными особенностями МВД являются правоохранительная направленность деятельности Министерства, ее публичность и эффективность.

Задачи, поставленные перед МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  2. Управление ОВД РФ;
  3. Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  4. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
  5. Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
  6. Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.

Полномочия, которыми наделено МВД России

Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:

  • проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел;
  • совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения;
  • проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  • охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации;
  • разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений;
  • участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом;
  • контрольные мероприятия в отношении оборота оружия;
  • осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • миграционного учета и контроля;
  • формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.

Что представляют собой органы внутренних дел?

Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.

Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.

По каким направлениям организована деятельность ОВД

Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:

  • защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
  • осуществление криминалистических экспертиз;
  • обеспечение безопасного движения на дорогах;
  • борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
  • охрана порядка в публичных местах;
  • поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
  • расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
  • защита подлежащих охране лиц;
  • участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).

Оперативные подразделения в структуре МВД России

Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:

  • уголовного розыска;
  • оперативного поиска преступников;
  • по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
  • по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотиков;
  • по противодействию экстремизму;
  • по охране лиц, подлежащих государственной защите;
  • межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
  • оперативно-розыскной информации;
  • по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.

Структура управления ОВД

Руководство

Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них - первый заместитель, а другой - начальник Следственного департамента), статс-секретарь.

Структура Центрального аппарата

В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.

В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.

Главные управления как территориальные подразделения МВД

Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.

Подразделения, входящие в ГУ МВД

  1. Начальник и его заместители;
  2. Штаб;
  3. Управления по различным вопросам;
  4. Кинологическая служба;
  5. Экспертно-криминалистический центр;
  6. Информационный и правовой отделы;
  7. Дежурная часть;
  8. Медико-санитарная часть.

Руководство ГУ МВД

Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.

Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.

Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.

Городские и районные подразделения системы МВД

Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах - ГИБДД).

Различия в статусе структурных элементов

В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.

К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.

Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.

Практические направления деятельности

  1. Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
  2. Розыск украденных вещей и пропавших людей;
  3. Проведение криминалистических экспертиз;
  4. Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  5. Охрана объектов общегосударственного значения и пр.

Вспомогательные функции

Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:

  1. Обеспечение ОВД спецтехникой;
  2. Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
  3. Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
  4. Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.

Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).

Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"

  1. Упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.
  2. Функции и полномочия указанных ведомств, а также их штатная численность передаются МВД России. При этом предусматривается, что штатная численность ФМС России будет сокращена на 30 процентов.
  3. Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией настоящего Указа, должны быть завершены до 1 июня 2016 года.

Изменения в материал ниже пока не внесены! Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом , осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Деятельность Министерства внутренних дел регламентируется Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

Основные задачи МВД России:

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел ;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел ;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, и свобод РФ , иностранных граждан, лиц без (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел РФ (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.

Система МВД России

В единую централизованную систему МВД России входят (подробнее - на сайте МВД):

  1. органы внутренних дел, включающие в себя полицию;
  2. внутренние войска;
  3. организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Состав органов внутренних дел :

  1. центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
  2. территориальные органы МВД России;
  3. образовательные учреждения;
  4. научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
  5. окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
  6. представительства МВД России за рубежом;
  7. иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.


Главное управление внутренних дел Москвы

Петровка, 38. Здание ГУВД

Главное управление МВД России по городу Москве - орган исполнительной власти Москвы , входящий в систему органов внутренних дел Российской Федерации. Подчиняется Министерству внутренних дел России . Основными задачами ведомства являются обеспечение безопасности, прав и свобод граждан, пресечение и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка.

ГУВД по городу Москве возглавляет начальник, которого назначает и отстраняет от должности президент России по представлению министра внутренних дел. До представления кандидатуры президенту России выясняется мнение мэра Москвы . В настоящее время начальником ГУВД является генерал-лейтенант полиции Колокольцев Владимир Александрович (назначен 7 сентября 2009 года вместо Владимира Пронина) .

Контроль за деятельностью ГУВД осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, мэр, правительство Москвы и Московская городская дума .

История


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Главное управление внутренних дел Москвы" в других словарях:

    - (ГУВД) в России региональный орган внутренних дел. Содержание 1 Структура ГУВД 1.1 Криминальная милиция … Википедия Википедия

    Запрос «МВД Российской империи» перенаправляется сюда. У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство внутренних дел (значения). Министерство внутренних дел Российской империи орган государственной исполнительной власти… … Википедия

    Управление особого строительства НКВД, Особстрой подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР. Организовано 28 августа 1940 года приказом НКВД № 001060.… … Википедия

    - (СГП) единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г. Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет ресурсы, относящие к официальному представительству различных структур власти г. Москвы и городского… … Википедия

    Здание Министерства иностранных дел России на Смоленской Сенной площади, 32/34 Неофициальная эмблема МИД Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий… … Википедия